Войти в почту

Лучшие игры с инопланетянами: Mass Effect, Prey, Halo и другие

Часто они очень похожи на нас, такие же непредсказуемые и странные.

Лучшие игры с инопланетянами: Mass Effect, Prey, Halo и другие
© Чемпионат.com

Существует ли жизнь на Марсе? А на Юпитере? Венере? Или глубины космоса безжизненны, и представители человечества так и останутся единственными разумными созданиями на сотни тысяч световых лет? Поиском ответов на эти и другие вопросы занимаются величайшие учёные планеты. Ну а пока они ничего не нашли, инопланетян пытаются изобразить писатели, сценаристы и, самое главное, создатели игр.

Разработчики из многих известных студий подхватили все звучавшие ранее идеи и наработки и вывели их на новый уровень. Благодаря их стараниям геймеры познакомились с десятками внеземных рас, новыми галактиками и древними планетами. Игрокам повстречались сотни тысяч форм жизни: от жестоких завоевателей до миролюбивых исследователей. Непохожие на человека герои стали полноценными участниками повествования, с понятной людям мотивацией. Но как именно подобное случилось? В данном материале мы рассмотрим путь, проделанный инопланетянами в видеоиграх. Поехали!

В 1978 году вышла Space Invaders, одна из прародительниц сеттинга

Образ таинственных обитателей космических глубин в культуре встречался давно. Первые заметные литературные труды на эту тематику появились ещё в XIX веке. Другое дело, что это не было чем-то особо заметным и популярным. Но уже тогда сложились базовые представления об их внешности. Достаточно упомянуть Герберта Уэллса и его обитателей Луны селенитов — гуманоидов с хрупким телосложением, большой головой и серой кожей.

Ситуация кардинально изменилась во второй половине ХХ века. Зародившаяся уфология вовсю трубила о летающих тарелках, телевидение пересказывало истории о похищении людей, а киноделы и литераторы с удвоенной силой проталкивали инопланетную истерию в массы. Благодаря этому пришельцы заняли прочное место в массовой культуре. Одновременно образ внеземного существа окутан своеобразным ореолом загадочности и сомнения. Если условные орки или эльфы подсознательно воспринимаются как нечто вымышленное, то, в очередной раз разглядывая звёздное небо, невольно думаешь: «А вдруг всё же мы не одни?»

В видеоиграх инопланетяне появились практически одновременно с зарождением индустрии. Из-за технологических ограничений о проработанных моделях говорить не приходилось. Вместо этого создатели обычно использовали изображение летающих кораблей, которые игрокам требовалось уничтожить. Первый серьёзный шаг вперёд случился в 1978 году с выходом Space Invaders. Местные противники были похожи на кальмаров с щупальцами, глазами и ртом. Подобную особенность геймдизайнер Томохиро Нисикадо объяснял тем, что анимации лучше всего работали с рядовыми солдатами, а расстреливать людей в то время было неэтично. При придумывании внешности врагов разработчик вдохновлялся книгой «Война миров». Феноменальный успех игры спровоцировал появление множества клонов, копировавших всё подряд: от механик стрельбы до дизайна злодеев.

Спустя четыре года другой подобный тайтл едва не похоронил всю игровую индустрию. Речь о E.T. 1982 года. Игра по мотивам фильма Стивена Спилберга оказалась настолько провальной, что картриджи пришлось буквально закапывать в пустыне. Не будем надолго останавливаться на этой истории, иначе наш рассказ уйдёт совсем в другое русло. Но напишите в комментариях, если хотите прочитать об этом.

Следующего более или менее заметного тайтла с пришельцами на переднем плане пришлось ждать до 1992 года. Студия Delphine Software выпустила платформер Flashback, где главный герой боролся с инопланетными захватчиками, которые внедрились в человеческое общество. Чтобы не усложнять работу с моделями и анимацией, противников представили в виде обычных людей. Авторы X-COM: UFO Defense пошли дальше, собрав в местном бестиарии все заметные образы, от классических «серых человечков» до рептилоидов и инсектоидов.

Схожий подход применила Valve при разработке первой Half-Life. Гейб Ньюэлл и компания изобразили инопланетян совершенно иначе. А также добавили особенность: вместо массового геноцида захватчики из другого измерения использовали людей в своих целях. С развитием технологий разработчики создавали комплексные и проработанные миры, где спокойно уживалось множество видов. Космические обитатели стали оригинальными полноценными персонажами, с мотивацией и узнаваемым характером.

Чаще инопланетян представляли злыми агрессорами…

Долгое время инопланетяне демонстрировались исключительно как захватчики, с которыми боролись бравые защитники Земли. Авторы напирали на чужеродность пришельцев, которые стремились поработить или уничтожить человечество. Сюжет большинства произведений не блистал разнообразием: летающие тарелки либо сами являлись на Землю без приглашения, либо люди сталкивались с остальными расами по мере освоения новых планет.

Одно из первых нашествий из глубин космоса случилось в Contra. Многочисленные враги на деле были марионетками инопланетного разума Красного Сокола. В Serious Sam могущественный захватчик Ментал желал покорить всю разумную жизнь во Вселенной. Единственным препятствием на его пути стал главный герой серии Сэмуэль Стоун. Croteam постаралась выдержать баланс между реализмом происходящего и потоком стёба, шуток и фарса. Поэтому многочисленное воинство Ментала выглядит столь необычно и разношёрстно: обычные сирианские быки и механоиды смешаны с одноглазыми гнаарами, скелетами с Клира, безголовыми крикунами, сиренами и прочими формами жизни.

Выбив крышу Белого Дома, Империя Зин эффектно дебютировала в Saints Row IV. Местные гуманоидные агрессоры оказались существами крайне хитрыми и начитанными, ведь император Зиньяк очень ценил земную литературу. После пленения героев злодеи поместили всех в виртуальный Стилпорт. Но антагонист ещё не знал, что связываться с бандой «Святых» — очень плохая идея.

Придумывая образ цефов, разработчики Crysis явно вдохновлялись творчеством Говарда Лавкрафта. Обитатели созвездия Треугольник представлены высокотехнологичной цивилизацией, предпочитающей холодные температуры. Похожие на механических кальмаров, эти создания прекрасно адаптируются к любым условиям. Даже знаменитый нанокостюм главного героя основан на технологиях цефолапод. Об истинной силе расы остаётся только догадываться, поскольку человечество столкнулось только с небольшим экспедиционным корпусом. Которому тем не менее было под силу уничтожить Землю.

Самый необычный план вторжения продемонстрировали в Resistance. Главным врагом человечества становится коварный паразитический организм, превращающий местных обитателей в различных химер. Высадившись с Тунгусским метеоритом, вирус начал смертоносный поход по планете. Согласно местному лору, инопланетная цивилизация зародилась на Земле, но покинула её много тысяч лет назад.

Разработчики пародийной Destroy All Humans! в своём проекте высмеяли многие жанровые клише и поиздевались над поп-культурой, уфологией и политикой 50-х годов прошлого века. Авторы намеренно превратили главного героя в классического «серого человечка» с большой головой и глазами, а основной мотивацией сделали захват Земли и охоту за мозгами.

… но иногда — и миролюбивыми соседями

В попытках создать видеоигровой аналог «Звёздных войн» и «Звёздного пути» разработчики пересмотрели устоявшиеся образы инопланетян. Желая получить по-настоящему живой космос, авторы игр населили планеты множеством рас, что взаимодействуют друг с другом и по-разному реагируют на действия игрока. Который, чаще всего, выступает в роли человека.

Кардинально к этому вопросу подошли в BioWare. Мир Mass Effect населён разнообразными существами. Они различаются внешне, культурно и ментально. Дизайнеры постарались на славу: Жнецы в стиле Лавкрафта, ханары, похожие на медуз, рептилоиды кроганы, насекомоподобные Рахни, азари, состоящие только из женщин, разумные механизмы геты. И это только малая часть местного бестиария. Нашлось место высмеиванию старых стереотипов, для чего придумали любознательных саларианцев.

В Halo человеческая империя столкнулась с вторжением Ковенанта – военного союза множества инопланетных рас, объединённых общей религией. Для различных видов врагов создатели использовали самые популярные представления о внеземных обитателях: от разумных рептилоидов до паразитических организмов с коллективным разумом. Авторы серии пытались деконструировать образ пришельцев в видеоиграх, показывая внутриполитический конфликт и поднимая серьезные темы вроде расизма и дискриминации.

Для «Космических рейнджеров» студия Elemental Games создала пять разумных рас: фэян, малоков, гаальцев, пеленгов и клисан. Наиболее интересны здесь последние. Клисане — неорганический народ разумных кораблей с центральным мозгом-базой. Из-за общего недопонимания они приняли остальных живых существ внутри других кораблей за инфекцию… и приступили к их уничтожению.

В Stellaris любая пригодная к жизни планета населена различными видами. Местное разнообразие поражает воображение. За время прохождения игрок сталкивается с разумными цивилизациями грибов, моллюсков или растений, каждая из которых наделена своими чертами. А вот процедурная генерация No Man's Sky сыграла с игрой дурную шутку. Из-за рандомайзера на местных планетах появилось множество животных с непропорциональными частями тела, из-за чего они выглядят просто смехотворно. Да и разбросаны они абы как, не следуя эволюционной логике.

Но всё это — понятные людям образы и сценарии, что в духе человеческой логики. А ведь далеко не факт, что, столкнувшись с внеземной цивилизацией, мы вообще сможем наладить с ней контакт и понять её действия из-за кардинальных отличий от людских понятий. Мимики из Prey атакуют игрока не из-за агрессии, а ввиду отсутствия эмпатии и эмоциональной связи. В результате у сценаристов Arcane Studios получились существа, лишённые дружелюбности, но с понятным характером. А Зерги из StarCraft, похожие на насекомых, признали королевой представительницу совершенно другой расы.

Пока учёные заняты поисками внеземных цивилизаций, разработчики видеоигр давно познакомили игроков с огромным числом инопланетных рас. И, запуская очередной тайтл, задумайтесь, вдруг мы всё же не одни…

Чемпионат.com: главные новости