«Доктор Живаго» в Мастерской Петра Фоменко: испытание временем и жестокие игры в людей

«Игра в людей» по мотивам одноименного романа в трех частях, состоящая из прозы, стихов и всякой всячины, внушенная сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывает» – так авторы определяют премьерную постановку романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» в Мастерской Петра Фоменко. Сценическую версию философского романа написал режиссер спектакля Евгений Каменькович. Продолжительность – 4 часа 50 минут с двумя антрактами, но, как показала практика, спектакль идет даже дольше. Думаете, это испытание временем для зрителей? Нет, скорее – для действующих лиц, как и в свое время для автора произведения.

«Доктор Живаго» в Мастерской Петра Фоменко: испытание временем и жестокие игры в людей
© Мир24

Борис Пастернак писал этот роман почти десять лет и, как сам говорил, пережил подлинное счастье, он считал его главным делом своей жизни. И путь романа к читателю был очень непростым, его сопровождали необыкновенные испытания. Сначала автор предлагал его журналу «Новый мир», и частично там даже были опубликованы стихи из произведения, но полностью его так и не напечатали. Тогда Пастернак отдал рукопись итальянскому издателю. Так что сначала «Доктор Живаго» увидел свет на итальянском языке, а уже потом на русском без ведома автора. Начался скандал. Пастернака обвинили в измене родине, но тут же на фоне ажиотажа присвоили Нобелевскую премию, от которой ему пришлось отказаться, поскольку началась охота на него, его унижали и посадили под домашний арест.

В «Докторе Живаго» писатель попытался обобщить историческую судьбу целого поколения, родившегося незадолго до революции. Он считал, что этот роман будет выражением взглядов на искусство, Евангелие и на жизнь человека в истории. И на сцене пред нами действительно предстает целый калейдоскоп событий и жизней, а где-то рядом бродит главная спутница многих из них – Смерть (Стефани Елизавета Бурмакова, Александра Кесельман).

Первое название этого романа – «Мальчики и девочки». Так же называется и первый акт постановки. Мы видим детство и игры, которые со временем трансформируются в страшные игры с людьми: «Половина людей перестали быть собой и неизвестно что разыгрывают».

Своеобразие постановки, как и самого романа, – в отношении героев с историей. Перед нами фактически повествование о людях в революции и Гражданской войне, переживающих страшное социальное потрясение. Но внимание сосредоточено почти целиком на частной жизни людей, а событиям историческим отводится второстепенная роль. А это значит, что есть иные ценности, кроме социально-исторических. Недаром Живаго говорит: «С каждым случилось по две революции: одна своя, а другая – общая».

Одна из основополагающих тем здесь – это тема юношеского максимализма. В первых же эпизодах появляются мальчишки Юрий Живаго (Иван Вакуленко), Миша Гордон (Вениамин Краснянский), Ника Дудоров (Александр Моровов), Павел Антипов (Юрий Титов), олицетворяющие тему подросткового восприятия – в высшей мере чуткого, наивного, непосредственного и одновременно умозрительного. Мальчишки эти мечтают и очень нетерпеливо и максималистски относятся к тому, что пропадает мечтанье. И тогда эта тема юношеского максимализма трансформируется в тему умозрительного отношения к жизни. Например, странная история брака Лары (Ольга Бодрова) и Паши Антипова: «Они старались переблагородничать друг друга и этим все осложняли». Это люди, которые, казалось бы, безумно друг друга любят и именно поэтому расстаются. Паша идет на войну – словно бежит от семейного очага, чтобы бросить к ногам Лары свою славу и свои успехи. А она бросается вслед за ним, чтобы найти его и вернуть домой. В результате – рушится семья. Не менее драматична и история Дудорова, который суетливо пытается угнаться за ходом событий и сменой вех.

И вот повзрослевшие мальчики начинают играть в опасные игры. Это война и революция. Они уже играют с жизнями народа и страны. Фактически тут жизнь подменяется игрою, которая создает иллюзию всеведения и обесценивает индивидуальность во имя каких-то логических построений. И жизнь ради идеи превращается в жизнь ради схемы.

Но жертвами этих игр становятся сами мальчишки, поскольку переделка мира ломает их души – как красных, так и белых. Мы видим жертв, которые в этих играх теряют себя и ломают. Таков, например, Стрельников, он же – Паша Антипов в прошлом. Все перетекает в жуткую реальность, которая оказывается враждебной душевной и духовной жизни.

Что же касается самого доктора Живаго, он ищет смысл жизни сродни доктору Фаусту и как настоящий врач лечит людей не только физически, но и своим словом. Он обладает необычайным интуитивным даром, который подсказывает ему верный диагноз. Это человек, который обостренно чувствует норму жизни, ее органику, он не в состоянии превратить ее в схему, к которой призывают комиссары.

Обыденность приобретает более высокий смысл, чуть ли не эпический. И возникает главный вопрос: как слились души среди хаоса и в чем суть человеческой деятельности? И на поверхности оказываются две ценности: жизнь – это счастье и чудо, а личность – венец творенья. Но обе эти ценности находятся под прессом истории и идеологии.