Супермаркет, спам, электрогитара и еще 7 вещей, которые появились благодаря Великой депрессии

Мировой экономический кризис, который начался 24 октября 1929 года с биржевого краха в США и продолжался долгих десять лет, называют Великой депрессией. 1930‑е годы в целом вошли в историю как Темные времена. Но нельзя сказать, что в этот непростой период не происходило совсем уж ничего хорошего. На самом деле тяжелые времена часто бывают временем великих инноваций – ведь людям нужно проявлять смекалку и творческий подход, чтобы выжить.

Супермаркет, спам, электрогитара и еще 7 вещей, которые появились благодаря Великой депрессии
© BigPicture.ru

Была основана компания по производству электрогитар

Лео Фендер какое-то время мыкался, переходя с одной низкооплачиваемой работы на другую, а потом вообще оказался безработным. Но он не впал в депрессию, а решил начать свой бизнес.

Каким-то образом ему удалось взять в долг 600 долларов и начать создавать усилители для музыкантов. Позже, сотрудничая с Доком Кауфманом, он создал электрогитару, и в итоге его компания Fend­er Musi­cal Instru­ments Cor­po­ra­tion начала продавать первую электрогитару серийного производства – Fend­er Tele­cast­er (это уже в 50‑х годах). Вот что получается, когда человек очень хочет выжить.

«Письма счастья» вышли на новый уровень

«Письма счастья» появились еще в конце 19 века, когда каким-то дамам в методистской церкви пришла в голову идея разослать письмо о сборе средств с просьбой сделать по три копии и передать их своим друзьям (и так далее).

Можно сказать, что этот формат в конечном счете превратился во всем знакомые финансовые пирамиды с лозунгом «в конце концов вы доберетесь до вершины и станете миллионером». А в середине 30‑х, в разгар Великой депрессии, появились «магазины писем счастья» – в них отчаявшимся людям, которые надеялись таким образом собрать себе средств на жизнь, продавали «доли» имен в популярных списках адресов для рассылки.

Бизнес этот одно время был довольно оживленным – например, в одной компании по продаже адресов числилось 125 сотрудников. Однако успех его продолжался недолго: люди быстро раскусили обман, а брокеры «писем счастья» сбежали со всей своей нечестной добычей.

Был придуман увлекательный выход из финансовой нестабильности (на пару часов)

Первоначальная версия игры «Монополия» появилась еще до Великой депрессии. Она была запатентована в 1903 году Лиззи Мэги, которая назвала ее Land­lord’s Game («Игра домовладельца»). На самом деле игра была политическим заявлением, предназначенным для того, чтобы сказать: капитализм – это зло.

Поэтому в первоначальном виде ее мало кто купил и популярности она не приобрела. Тем не менее, свои поклонники у нее были. В 1932 году безработный и отчаявшийся парень по имени Чарльз Дэрроу решил переделать игру Land­lord’s Game, а затем продал ее компании по производству игр Park­er Broth­ers и стал миллионером. Позже, когда его спросили, как ему в голову пришла эта феноменальная идея, он просто пожал плечами и сказал:

«Понятия не имею. Это произошло совершенно неожиданно и нелогично».

Была создана национальная природоохранная программа

Политики 1930‑х годов знали, что лучший способ вытащить страну из депрессии – это дать людям работу, и они разработали для этого целый ряд программ. Одной из самых успешных был Гражданский корпус охраны природы (CCC) – программа, которая в конце концов направила 3​миллиона молодых людей на работу в качестве защитников природы.

Это было настоящим новаторством и прогрессом, поскольку американцы в то время умели только загрязнять воздух и воду, и наплевать им было на состояние окружающей среды. Программа просуществовала всего девять лет, но в какой-то момент в Корпусе работало 5 процентов мужского населения Америки. Во многом благодаря их усилиям сегодня в США такая надежная система национальных и государственных парков (тропы, кемпинги и другие сооружения).

Также за свою короткую историю Корпус посадил более 3,5 миллиарда деревьев, чтобы заменить те, которые были потеряны в лесных пожарах, из-за сельского хозяйства, лесозаготовок и эрозии почвы. Гражданский корпус охраны природы прекратил свою деятельность в 1942 году – в основном из-за того, что деньги нужно было перенаправить на военные нужды, но он стал моделью для аналогичных природоохранных программ, которые действуют до сих пор.

Появилась консервированная ветчина Spam

Консервы Spam появились как способ утилизировать непопулярные куски свинины. Но даже во время Великой депрессии людям не слишком нравилась идея консервированного мяса, несмотря на то, что это был дешевый и быстрый способ подкрепиться (как сегодня растворимая лапша, например).

В общем, в 30‑е годы Spam так и не стал популярным. Но он очень пригодился во время Второй мировой войны – его отправляли солдатам на фронт. Более 100 миллионов банок этих консервов было отправлено на Тихоокеанский театр военных действий.

Люди получили возможность выйти на пенсию

Одно из значительных достижений того времени – это закон о социальном обеспечении, подписанный в 1935 году Франклином Д. Рузвельтом.

Этот закон претерпел значительные изменения с момента его принятия – теперь от пенсионных пособий получают выгоду не только пенсионеры, но и их семьи. Рузвельт назвал его «разумным, необходимым и патриотическим законодательством. Если бы Сенат и Палата представителей на этой долгой и напряженной сессии не сделали ничего, кроме принятия этого законопроекта, сессия была бы признана исторической на все времена».

Появились супермаркеты с большим выбором продуктов

Обычный продуктовый магазин в США когда-то был размером примерно с гостиную и ассортимент его составляли в основном консервы, картофель, морковь. Основные продукты, такие как мука и сахар, хранились в бочках, и нужно было просить бакалейщика достать их, отмерить и упаковать. Кроме того, все было очень дорого, и бакалейщик постоянно норовил обсчитать покупателей.

Люди знали, что должен быть лучший способ делать покупки, но проблема заключалась в том, что на самом деле лучшего пути не было – пока не появилась компания Great Atlantic and Pacif­ic Trade Com­pa­ny (A&P). В магазине A&P были только товары, которые можно было продать быстро, и все на его полках было дешевле, чем в обычном магазине на углу.

К началу Великой депрессии компании A&P пришла в голову идея скупать консервные заводы, молочные предприятия и пекарни, что означало, что она могла бы доставить еду на свои полки быстрее и намного дешевле. Таким образом, для большинства потребителей выбор, где делать покупки, был легким – магазины A&P радовали не только ценами, но и большим выбором.

Смотрите также — Великая депрессия в США в цвете