Войти в почту

Скрываешь лицо в Интернете – получишь срок!

Необходимо обсудить предложения уйти от анонимности в интернете, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин после стрельбы в казанской школе.

Скрываешь лицо в Интернете – получишь срок!
© Свободная пресса

«Звучат предложения уйти от анонимности в интернете, что позволит, считают сторонники этой идеи, в разы снизить объем контента, пропагандирующего насилие, героизирующего экстремизм. Необходимо обсуждать», – написал он в своем Telegram-канале.

Володин также предложил ужесточить ответственность за выдачу фиктивных справок, в том числе в области оборота оружия, и разработать порядок, препятствующий получению оружия людьми с неустойчивой психикой.

И возникает вопрос: это такая эмоциональная сиюминутная реакция? Или же власти цинично пытаются использовать трагедию в Казани, чтобы усилить контроль над обществом?

– Нет доказательств, что существует прямая связь между интернет-контентом, пропагандирующим насилие и шутингами, которые периодически происходят в разных точках мира, – уверяет политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.

– Более того, существует обратная связь: компьютерные игры являются фактором снижения преступности, особенно среди молодежи. В западном мире эта тема давно приобрела актуальность, поэтому её очень подробно изучили. Существует целый ряд крупных западных исследований, которые приходят к однозначному выводу: уровень агрессии у людей, которые отдавали предпочтение жестоким компьютерным играм, не выше, чем у тех, кто не играл в такие игры.

Главный вывод всех подобных исследований заключается в том, что потребляемый жестокий интернет-контент на экране не ведёт к асоциальной модели поведения. В большинстве шутингов триггером являлись вовсе не компьютерные игры, а накопившиеся психологические и психические проблемы тех молодых людей, которые решали свои жизненные проблемы массовыми расстрелами. Никто из этих молодых людей не сидел целыми днями за компьютерными играми, якобы копируя из них свое возможное поведение в оффлайне.

В США после громких шутингов, которые произошли ещё при Дональде Трампе, стороны также пытались найти виноватого. Трамп как защитник права граждан на огнестрельное оружие самообороны пытался найти причину шутингов в жестоких компьютерных играх, отводя внимание от доступности оружия. Тогда профессор психологии Стетсонского университета Крис Фергюсон заявил, что связь между увлечениями играми и желанием совершать преступления в реальном мире примерно такая же, как между бананами и суицидами.

Байден объявил войну авторитетнейшей Национальной стрелковой ассоциации, которая объединяет сторонников права граждан на хранение и ношение огнестрельного оружия. Действующий президент США хочет победить лобби этой структуры и урезать права американцев владеть огнестрельным оружием. В Америке дискуссия по этому вопросу ведется в рамках состязательности сторон, у обеих позиций есть достойные представители.

«СП»: — Инициатива Володина обретет вид закона?

– У «Единой России» де-факто политическая монополия, поэтому дискуссия крайне ограничена. Когда Володин заявляет, что будут обсуждать какой-либо закон, можно быть уверенными: обсуждения не произойдет – примут спущенный правительством законопроект. Никаких аргументов, которые бы опровергали мнение Володина и других единороссов, даже не попытаются услышать.

Фактически в России хотят назначить определенный контент «жестоким», чтобы у профильных структур появились новые возможности по запрещению и ограничению интернет-контента. Анонимность интернета – еще одна преграда, чтобы действующее цензурное и антиэкстремистское законодательство могло дотянуться до максимально широкой аудитории. Нынешняя законодательная база позволяет завести административное или уголовное дело против любого критика действующей власти или официальной истории. Мы имеем пока не так много дел по таким вопросам, так как анонимность интернет-пользователей как раз и является преградой для силовых ведомств.

Выглядит очень цинично, когда трагедию в Казани используют в политических целях, стремясь ограничить свободу слова и права людей. У казанского расстрела есть конкретный исполнитель. Нужно провести расследование и установить, почему у этого человека оказалось оружие: как он проходил медобследование, как проходили проверки его персоны со стороны силовых структур. Если будет проведено такое расследование, то наверняка мы увидим просчеты действующей системы, которые и позволили допустить эту трагедию.

Но такой исход – не тот результат, который добавит популярности нашим силовым ведомствам и власти в целом. Виноватым назначат безмолвное общество, которое якобы и допустило эту беду. А если общество не готово к правам и свободам, то их еще больше нужно ограничить – к такому выводу нас подводят официальные спикеры, которые ведут пропагандистскую кампанию по введению в России новых ограничений в интернет-пространстве.

— У нас законы об ограничении свободы слова пекутся, как блины, — отмечает политолог Анатолий Баранов.

– Начиная с «законов Яровой», которые фактически выкинули нас из глобального информационного мейнстрима. Целая страна из одного из лидеров мирового контента превратилась в глубокую периферию.

«СП»: — Что значит «ограничить анонимность»? В чем это может проявиться?

– Теперь каждого, если что, можно будет «привлечь» уже не на полузаконных, а на совершенно законных основаниях. Люди, конечно, будут это обходить, создавать фальшивые аккаунты, уходить в даркнет и так далее. Их будут ловить. Не всех, конечно. Но будет возможность взять буквально каждого, и, если нужно — «привлечь». Все станут немножко преступниками. Как раньше - можно же было просто пройти по улице, а сейчас при необходимости это уже участие в чем-то противозаконном. Так и с интернетом. Люди будут все равно пользоваться. но постоянно ощущать руку «большого брата».

«СП»: — Кто, по-вашему, проталкивает подобные законы?

— Те, у кого совесть не чиста. Заткнуть рот — тактика известная со времен фараонов. Тогда это делали буквально, жидким свинцом или колом. Сейчас деликатней, но принцип тот же.