Войти в почту

В России набирает обороты экономика совместного пользования

<p>Такой стремительно распространяющийся в России способ временного владения некоей вещью разными людьми специалисты именуют теперь «экономикой совместного пользования». </p><p>«Это привлекательная альтернатива владению непотребляемыми активами, например, транспортными средствами, - разъясняет ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Иван Лобанов. - Она обеспечивает возможность доступа к ним лишь по потребности. Это позволяет снизить объем капиталовложений, поскольку нет необходимости покупать такие активы, как и снизить расходы, связанные с обладанием ими. С другой стороны, для обладателя таких активов шеринг-экономика дает возможность дополнительного заработка, предоставляя к ним доступ и другим людям, компаниям». </p><p>По словам Лобанова, с одной стороны, возможность пользоваться вещами без приобретения их в собственность «повышает доступность благ», но, с другой, «усугубляет экономическое неравенство». Что касается объема экономики совместного пользования (ее еще называют шеринговой экономикой), то в России он уже превысил 1 трлн. рублей и продолжает расти, отметил эксперт. </p><p>«Шеринг как бизнес достаточно давно закрепился в сфере IT, - продолжает Лобанов, - где пользователи могут воспользоваться чужими вычислительными мощностями или хранилищами данных. По сравнению с транспортом сфера IT имеет гораздо больше кейсов «истинного» шеринга, когда компании дают доступ к своим вычислительным мощностям или хранилищам, которые временно недозагружены, но не планировались как арендный бизнес. Еще одна сфера - коммерческая недвижимость. Частным случаем шеринга здесь можно назвать коворкинги и коливинги». </p><p>Что касается российских граждан, то у многих из нас шеринг ассоциируется прежде всего с прокатом автомобилей (каршеринг), которые можно использовать для любых целей, в том числе и для бизнес-деятельности. Кстати, в эту же категорию попадают и средства индивидуальной мобильности – электровелосипеды и электросамокаты. По словам специалистов, это закономерно, так как именно в этих сферах шеринг получил наибольшее распространение во многих странах. </p><p>Шеринг-экономика отличается от проката или аренды прежде всего сетевым характером взаимодействия между владельцами некоего актива и его пользователями. Данное взаимодействие в качестве своего фундамента имеет цифровую платформу, позволяющую в режиме реального времени получить пользователям во временное пользование чужие, временно свободные активы, а их владельцам, соответственно, на этом заработать. </p><p>Но и это еще не все, поскольку есть еще одно немаловажное отличие экономики совместного пользования от возможностей проката или аренды. Здесь дело касается самой бизнес-модели, которая и является главной в основе шеринга. Дело в том, что с экономической точки зрения изначально шеринг представлял собой способ некоей дозагрузки избыточных мощностей, приобретенных не для сдачи в аренду. А вот для того, чтобы это произошло, владельцы данной «избыточной мощности», с одной стороны, и потенциальные пользователи, с другой, каким-то способом будут искать друг друга, и именно в этом им должны помочь цифровые платформы, которые своими сетями все более и более в хорошем смысле опутывают экономическое интернет-пространство. </p><p>«Шеринг – это тенденция от которой сегодня нельзя уйти, потому что это удобно и современно, - считает председатель комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин. - Шеринг востребован среди молодых людей, которые не могут себе позволить приобрести движимое имущество в собственность, а также среди офисных работников крупных городов, где остро стоит вопрос с парковками». </p><p>По словам Демина, очень важно сохранять сам институт частной собственности и не размывать его, чем «зачастую грешат» крупные шеринговые корпорации. Хорошо это или плохо, пока нельзя ответить однозначно, но, безусловно, это уже факт, которым не стоит пренебрегать, убежден Демин.</p>