Войти в почту

Импорт ноутбуков в Россию сократился, а производство отечественных растет

Импорт ноутбуков в Россию сократился, а производство отечественных растет
© FBM.ru

В России резко изменилась за последние полтора года структура рынка ноутбуков. Так корпорация Apple потеряла 50% доли рынка РФ (с 8% до 4%). Сильно просел производитель HP, у которого объемы поставок упали c 23% в 2021 году упали до 3% в 2023-м. Об этом пишет «Российская газета» со ссылкой на данные аналитического центра GS Group

В материале издания подчеркивается, что, если рассматривать картину в целом, в текущем году импорт ноутбуков в нашу страну сократился почти на 46% (по сравнению с 2021 годом). При этом доля отечественных марок возросла более чем в 5 раз.

В первом полугодии этого года в Россию официально ввезли всего 1033 тыс. ноутбуков, при том, что в 2021 году было импортировано 4802 тыс. аппаратов. Тем не менее, аналитики указывают, что такие показатели закономерны и повода для беспокойства нет.

Любопытно отметить, что во II квартале 2023 года объем параллельного импорта достиг планки в 61% от общего числа импортированных ноутбуков. Эта цифра не учитывает поставки из государств ЕАЭС с учетом которых доля такого типа импорта будет еще выше.

Об этом свидетельствует и то, что аномальные низкие показатели импорта не вызывали нехватки устройств на рынке. «Снижение объемов импорта ноутбуков было зафиксировано еще в 2022 году. Причин тому несколько. Во-первых, в момент пандемии 2020-2021 годов произошло перенасыщение рынка ноутбуков из-за повышенного спроса для дистанционной работы. Далее в 2022 году РФ покинула часть зарубежных фирм, в результате снизился корпоративный спрос на ноутбуки. Поэтому несмотря на снижение поставок, дефицита ноутбуков в России нет», ‒ заявил руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков.

По оценке Суркова, востребованность в ноутбуках в России до пандемии была равна 2,5 млн единицам, а во время коронавируса выросла до 4-5 млн устройств. Сейчас реальный постоянный спрос на ноутбуки в стране составляет 3,5 млн аппаратов в год из-за закрепления в бизнесе практики удаленной работы.

Гендиректор аналитического агентства «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов указывает, что место брендов из США занимают преимущественно китайские производители. Из-за того, что их продукция заметно дешевле, спад в деньгах по рынку в сравнении с первой половиной 2022 года может составить 25-30%.

Главными бенефициарами переформатирования отечественного рынка ноутбуков стали: китайская Huawei, нарастившая свою рыночную долю с 5% процентов в 2020 году до 15% в 2023; MSI (Тайвань) ‒ рост c 4% до 7%; DIGMA (Россия) ‒ взлет до 4%; MAIBENBEN и ThundeRobot (обе из КНР), которые заняли по 3%. Отечественный бренд Irbis в 2020 также имеет 3% (1% в 2020 году). Заметно просели, но продолжают сохранять ведущие позиции Asus ‒ 10% рынка, и Acer c Lenovo (по 6% каждая марка).

Наиболее популярными в РФ, согласно анализу GS Group, во II квартале 2023 года являются следующие модели: Huawei ‒ MateBook D 15 (BoD-WDH9) и MateBook D16 (RLEF-X); Asus ‒ M1603Q и M1702Q; Apple ‒ MacBook Air A2337 и MacBook Air A2681; ThundeRobot ‒ 911 X WILD HUNTER G3 XD и 911 PLUS G3 PRO; Honor ‒ MagicBook 14 NMH-WDQ9HN; MSI ‒ MS-14J1; LENOVO ‒ V15 G3 ABA и LENOVO V15 G2 ITL.

В то же время нельзя не отметить значительного роста рыночной доли отечественных брендов, которая во II квартале 2023 года достигла 16% (против 3% в 2021 году). По данным Суркова, в РФ постепенно разворачивается реальное производство ноутбуков (именно производство в России, а не в КНР под российскими брендами).