Войти в почту

Производители минтая и сельди просят просубсидировать перевозки с Дальнего Востока в центр страны

Дальневосточные производители минтая и сельди запросили бюджетные субсидии на перевозку продукции с Дальнего Востока в центральные районы страны. По предварительным подсчетам, речь идет о сумме от 500 млн до 700 млн рублей. По словам промысловиков, это позволит снизить розничную цену на рыбу на 10%. Как пишет газета «Коммерсантъ», с подобной инициативой выступила Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота.

Производители минтая и сельди просят просубсидировать перевозки с Дальнего Востока в центр страны
© BFM.RU

С соответствующим запросом ее представители обратились в Минсельхоз, Росрыболовство и Минтранс, в нем они просят субсидировать перевозку по железной дороге мороженых трески, минтая, сельди, кальмара, а также рыбной муки. При этом приводятся цифры из расчета семь рублей за килограмм.

Сейчас стоимость перевозки этой продукции с Дальнего Востока составляет до 11% от ее конечной стоимости, 20-24 рубля за килограмм. Говорит управляющий группы компаний «Доброфлот» Александр Ефремов:

— Инфраструктура железнодорожных и транспортных путей такова, что затраты на доставку из основных регионов промысла в основные регионы потребления дороже, чем на экспорт. Поэтому чаще всего рыбаки идут по простому и дешевому пути, отправляя рыбопродукцию на экспорт. Чтобы это преодолеть, Росрыболовство два года назад во время пандемии вышло с инициативой субсидировать данный тариф на те социально значимые виды рыбы, которые наиболее востребованы у россиян. Субсидировались минтай, сельдь. В течение полутора лет они выплачивались, доходило до семи рублей на килограмм продукции, то есть это до 7-8% от стоимости рыбы либо до 45-50% от стоимости тарифа. Это не новая субсидия, это продолжение той программы, которая действовала полтора года. То есть ее прекратили в виду отсутствия секвестирования бюджета на эти расходы, и Росрыболовство обратилось в очередной раз к президенту, чтобы просубсидировать позитивную практику уравновешивания транспортных затрат между экспортом и поставкой на внутренний рынок. Для рыбаков в данном случае экономически нейтрально, что поставлять с дешевой логистикой на экспорт, что с субсидированной на внутренний рынок.

— В Минсельхозе уточнили, что льготная перевозка минтая уже предусмотрена. Вы можете это пояснить?

— Она предусмотрена, но не финансируется. То есть по большому счету приоритет актуальности и целесообразности этого проекта очевиден и понятен. Но мы же не можем в целом бюджет страны оценить, у нас нет такой компетенции и уровня понимания, информированности, чтобы понять, что на сегодняшний момент более важно.

Льготный тариф на перевозку минтая правительство ввело в июле 2021 года, после того как у рыбаков возникла проблема с вывозом продукции с Дальнего Востока из-за сокращения экспорта в Китай, который был главным покупателем этой рыбы. Мера должна была увеличить поставки минтая на внутренний рынок и разгрузить холодильные мощности на Дальнем Востоке. Прием российской рыбы китайские порты возобновили только в начале 2022 года. Благодаря господдержке за пять месяцев 2022 года из Владивостока в другие регионы России было вывезено более 70 тысяч тонн продукции из минтая — в пять раз больше, чем за четыре месяца 2021 года, до начала действия субсидии. Говорит основатель сервиса по доставке рыбы и морепродуктов «Курильский берег» Алексей Рудько:

Алексей Рудько основатель сервиса по доставке рыбы и морепродуктов «Курильский берег» «Школы, садики, больницы, тюрьмы, армия — это все в основном кормится минтаем, поэтому такая дотационная рыба. Изначально цена растет не из-за логистики, а больше из-за того, что сама продукция растет, потому что очень сильно привязана к доллару. Большая часть рыбы и морепродуктов уходит за границу, и рыбопроизводителям, рыбодобытчикам проще продать это сразу большой партией куда-нибудь в Азию, в Китай, раньше из Мурманска в Европу продавали, хотя и сейчас вроде продают, несмотря на санкции. Логистика 5%, наверное, от общей стоимости берет. Конечно, если дадут субсидии и дотации на перевозку, теоретически должно подешеветь, но по факту цена меньше не станет. Если они опустят ее на 40% и еще дадут дотацию на 10% и она подешевеет на 50%, тогда да. Их внутреннюю кухню не знаю, может, там действительно оборудование подорожало, также в связи с ростом доллара, орудие лова и так далее. Солярка подорожала, но тоже на 5% максимум. В пандемию и когда Китай перестал брать минтай, помните, они отгородились, минтая слишком много, а продавать некуда, цену опустили почти в два раза. Но главное, чтобы это были действенные меры, а не так просто, что на 10% они скинут, а дальше будут получать сверхприбыль».

В июне 2022 года Всероссийская ассоциация рыбопромышленников просила выделить дополнительные средства на программу субсидирования перевозок минтая железнодорожным транспортом. С 30 мая 2022 года Минсельхоз прекратил прием заявок на оформление субсидии из-за отсутствия средств в бюджете.