Рынок бытовой техники пополнят новые бренды
Место привычных марок из Европы и Южной Кореи занимают турецкие, китайские и российские модели.
К такому выводу пришла международная исследовательская компания. Согласно ее отчету, с начала года в категории «бытовая техника» продажи упали на 12,6 процента в штуках и на 5,5 процента в рублях. К концу сентября средний чек в категории крупной бытовой техники снизился до 23,4 тысячи рублей.
Для сравнения: в марте средняя цена покупки доходила до 32 тысяч. Цены в категории «электроника и фото» упали более чем в два раза. С начала года рост цен на рынке бытовой техники в целом оказался относительно небольшим — 8,1 процента. Это примерно вдвое ниже инфляции. Что происходит?
— Прежде всего на бытовую технику резко сократился спрос, — пояснил исполнительный директор интернет-магазина электроники Игорь Зарницкий. — Вместе с весенним ростом курса доллара резко выросли и цены, которые буквально отпугнули покупателей. Те, кто хотел поменять, скажем, телевизор или холодильник, решили пользоваться старыми — в надежде на лучшие времена. Второй момент: люди в принципе стали экономить на крупных покупках, потому что выросли цены на продукты, автозапчасти и вообще почти все товары повседневного спроса.
При этом, как пояснил эксперт, ретейл начал адаптироваться к новым реалиям, к уходу с рынка привычных брендов.
— Начались закупки крупнейшего производителя бытовой техники в Центральной Азии — бренда Artel. Появились смартфоны Realme, POCO, Tecno, Infinix, Wiko, которые раньше крайне редко встречались на рынке, — рассказывает Зарницкий.
Маркетолог Андрей Бойко обозначил еще один тренд: сети магазинов по продаже бытовой техники все активнее предлагают СТМ — собственные торговые марки. Это, например, Novex и Hi. На подходе запуск таких брендов, как KION Smart TV, Tuvio и Vionic.
— Собственные торговые марки есть у всех продуктовых сетей, у сетей спортивных магазинов, и вот уже несколько лет их продажи растут, — пояснил эксперт. — Дело в том, что они дешевле и большая часть имеет приемлемое качество. То же самое, я уверен, будет происходить и с марками бытовой техники.
Как пояснил Бойко, доля собственных торговых марок на рынке бытовой техники будет активно расти. А средняя цена покупки, вероятно, снижаться.
— Велика вероятность, что в связи с экономической неопределенностью потребители будут скорее ремонтировать старую, чем покупать новую бытовую технику. Второй вероятный тренд — покупка бывшей в употреблении бытовой техники «с рук», через частные объявления, — рассуждает эксперт. — Третья тенденция, которая точно будет развиваться, — это смена ассортимента в магазинах бытовой техники и на маркетплейсах.
Покупатель будет ориентироваться на новых производителях, предлагающих более дешевую технику. Дело в том, что до сих пор многие производители предлагали модели, которые разве что в космос сами не летают. У какого-нибудь утюга могло быть два десятка режимов и функций, 90 процентов из них никогда не использовались. Сейчас продажи таких моделей резко снижаются и будут снижаться дальше. Люди хотят пользоваться недорогими, простыми и понятными вещами. Если это утюг, то пусть он гладит, а не выступает одновременно в роли увлажнителя воздуха, а то и ионизатора.
По мнению эксперта, также удлинится средний срок использования электробытовых приборов.
— Из новой же техники потребители будут выбирать те, что стоят дешевле, проще в ремонте и при этом тратят меньше энергии, — считает маркетолог. — Удастся ли производителям соблюсти эти условия — большой вопрос. Но в любом случае девиз ближайших лет — разумное потребление.
Эпоха ТВ-панелей размером со стену комнаты уходит.
Энергопотребление в квартире, %
Холодильник — 27 %;Электроплита — 21 %;Освещение — 18 %;Стиральная машина — 15 %;Телевизор, радио — 11 %;Другое (компьютер, утюг и т.д.) — 8 %.
По данным Мосэнерго