Чили и Аргентина приостановили поставки лития в Россию

Обновлено в 15:20

Чили и Аргентина приостановили поставки лития в Россию
© BFM.RU

В Минпромторге сообщили, что Чили и Аргентина приостановили поставки лития в Россию. Эти страны наряду с Боливией, Китаем и Австралией являются крупнейшими мировыми поставщиками металла. При этом Австралия и так не поставляла к нам литий, у Китая дефицит металла на внутреннем рынке, остается только Боливия.

В ведомстве предупредили, что Россия может остаться вообще без лития, так как он не добывается, несмотря на то что залежи металла у нас оцениваются примерно в 900 тысяч тонн. Основные месторождения расположены в Мурманской (более 50% всех запасов) и Иркутской областях.

При этом переработкой лития занимаются такие предприятия, как Химико-металлургический завод в Красноярске, Новосибирский завод химических концентратов (входит в «Росатом») и торговый дом «Халмек» в Тульской области. Они работают с импортным карбонадом лития, который ехал из Аргентины и Чили.

Основным продуктом производства в этой сфере является гидроксид лития, который используется преимущественно в аккумуляторах. О том, где еще применяется литий и можем ли мы его добывать в обозримом будущем, рассказывает промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:

Леонид Хазанов промышленный эксперт, доктор экономических наук «Литиевая продукция используется, как правило, для производства литиево-ионных аккумуляторов, выпуска алюминиево-литиевых сплавов, производства различных видов стекол, смазок и так далее. В общем, спектр применения лития большой, но самое перспективное направление — это выпуск литиево-ионных аккумуляторов. У нас в России только одно предприятие может их выпускать, это новосибирский завод «Лиотех», но он, к сожалению, находится в стадии банкротства из-за долгов в 10 млрд рублей. Если мы возьмем объемы потребления лития в нашей стране, то они составят порядка 1-1,5 тысячи тонн в год, это очень немного. Наши предприятия, которые закупают литиевый карбонад, то, что они из него получают, частично поставляют на внутренний рынок, частично отправляют на экспорт. Это не самая лучшая ситуация, потому что если мы не имеем собственного производства литиево-ионных аккумуляторов, если мы не будем иметь собственное производство электромобилей, то мы останемся на обочине технологического прогресса. Мы сейчас можем получать литий из подземных вод, причем подземных вод, сосредоточенных в двух группах месторождений. Это месторождения углеводородного сырья, как нефти, так и газа, и это кимберлитовые месторождения, из которых получают алмазы. Интерес существует, но подвижек никаких нет».

О том, как быстро можно наладить добычу лития в России, говорит директор практики стратегического и операционного консалтинга KPMG Алексей Нестеренко.

Алексей Нестеренко директор практики стратегического и операционного консалтинга KPMG «У нас запасов очень много, однако в основном они находятся в нераспределенном фонде, только четыре из 17 месторождений распределены. Это что касается коренных месторождений лития, плюс у нас довольно много лития в отвалах, плюс есть возможность его добывать попутно в нефтегазовой промышленности. Быстро история двигаться не будет в части добычи непосредственно месторождений лития, потому что их необходимо разрабатывать, это горизонт пяти-семи лет. С отвалами ситуация проще, там можно наладить добычу в горизонте одного-трех лет при значительном упрощении государственного регулирования работы с отвалами. В наибольшей готовности у нас есть проект Иркутской нефтяной компании в части добычи лития из литийсодержащих попутных вод, Ярактинское нефтегазовоконденсатное месторождение, но там планируется, что добыча непосредственно лития начнется в 2024 году. Добыча в целом достаточно затратна, но цены на литий за полтора года выросли в пять раз, и говорить о том, что это экономически нецелесообразно, неправильно. Если это целесообразно там, то точно это целесообразно у нас».

Производство электромобилей сейчас является самым крупным потребителем лития и основным драйвером роста добычи этого металла в мире. К примеру, для батарей одной машины Tesla требуется более 60 килограммов чистого лития. А с учетом того, что большинство крупных автомобильных компаний анонсируют планы по переходу на электрокары в обозримом будущем, разработка российских месторождений выглядит перспективной.

В начале февраля «Газпром», Минпромторг и Иркутская нефтяная компания подписали проект о намерениях по добыче лития на Ковыктинском месторождении.