Как фотографировать в темноте? Все секреты ночной фотосъемки сада
Ночные тайны… Они скрыты до поры в любом саду, просто нужно уметь их увидеть, запечатлеть и явить миру. Как это сделать? Мы расскажем!
в темное время суток — заманчиво и сомнительно одновременно. А все потому, что многие начинающие фотографы не верят, что в таких сложных условиях можно получить достойные кадры. И совершенно напрасно! При владении определенными
навыками ночная «фотоохота» может принести очень интересные результаты
. Причем никакого специального оборудования вам не понадобится, необходим только фотоштатив, чтобы справляться с длинными
в условиях недостаточного освещения.
Любые
, в том числе и садовые, в закатные или рассветные (и даже предрассветные) часы
выглядят совсем по-другому, нежели днем
, нередко гораздо более привлекательно и даже волшебно. Чаще всего именно в эти промежутки времени (их еще называют «золотыми часами»), когда облака загораются яркими красками, а на небе еще видны луна и звезды, фотографы и делают самые замечательные снимки. Почему бы и нам не запечатлеть наши сады в загадочной атмосфере темноты или сумерек? Причем сделать это можно не только летом, но и зимой, подчеркивая строгую графику древесных посадок.
Технические особенности ночной съемки
, большинством камер снимать с рук в темноте без него не получится, ведь выдержки могут достигать нескольких десятков секунд.
Режим съемки
устанавливаем ручной, а можно — с приоритетом диафрагмы, выставляя нужное по замыслу значение (для пейзажей обычно в диапазоне f/8 — f/5,6, но это не догма), а величину выдержки для правильной
камера подбирает сама.
Важно
: закрывая отверстие диафрагмы, мы получаем интересный оптический эффект — от ярких источников света в кадре будут исходить радиальные лучики.
Параметры светочувствительности матрицы ISO
надо стараться выставить минимальные, 100 или, если позволяет камера, даже 50. Это позволит уменьшить цифровой шум на снимках, сделать их чище. В темноте автофокус работает неуверенно, поэтому целесообразно перевести камеру в режим ручной фокусировки.
Есть и другой вариант — настраиваться по жидкокристаллическому дисплею в режиме Live view, используя экран в качестве видоискателя. Это довольно удобно и позволяет сразу корректировать экспозицию.
При «ночной съемке» в поле зрения могут попадать совершенно разные по цветовой температуре источники света: облака, отражающие свет солнца, лучи восходящего солнца, луна, фонари, светящиеся окна домов.
Поэтому,
настраивая баланс белого в камере
, угадать правильный вариант бывает нелегко. Лучший выход из положения —
снимать в формате RAW в режиме автоматического баланса белого
. При последующей обработке изображения восстановить верные краски на снимке будет не так несложно.
И еще несколько полезных советов
При большом контрасте теней и светов в кадре может помочь
использование такого приема, как брекетинг
. Он позволяет сделать серию из нескольких последовательных кадров с разной экспозицией и позже сформировать из них собранное HDR-изображение.
Важно
: не забудьте отключить стабилизатор изображения как в камере, так и в объективе, тогда снимок со штатива станет более резким.
Для преодоления «шевеленки»
вместо кнопки спуска полезно пользоваться тросиком, пультом управления или таймером автоспуска.
Очень любопытные кадры можно сделать
в садах, где устроено ландшафтное освещение участка
. Оно заключается в
садового дома, прочих сооружений и малых архитектурных форм, разных функциональных зон и фрагментов сада. С помощью уличных
или световых гирлянд освещаются
, специально подсвечиваются кроны отдельных солитерных деревьев и кустарников, а также растительные группы. Ландшафтный свет может меняться по интенсивности и по цвету, создавая удивительные сказочные эффекты, которые прекрасно передаются на снимках.
Завораживающие фото получаются и в сумерках
, когда небо еще окрашено в теплые тона заходящим солнцем, а фонари уже включены. Если солнце еще не село за горизонт, можно успеть выбрать необычные ракурсы, снимая как по свету, так и в контровых лучах. И даже при полной темноте, в саду, где нет специального освещения, свет из окон дома позволяет сделать удивительно душевные, нежные снимки.
Совет
: во время фотосессии можно также использовать яркий фонарик, высвечивая при длинной выдержке отдельные растения или композиции. Такой прием называют «световая кисть». Применение подсветки каждый раз будет давать уникальное изображение садового пейзажа. А вот вспышка при ночной съемке сада нежелательна, поскольку обычно создает контрастную и плоскую картинку, и как следствие, приводит к гораздо более грубым результатам.
И еще одна подсказка
: если в саду есть
,
,
, значит, у вас есть прекрасная возможность поснимать ночные отражения. Источники света удвоятся, красоты станет еще больше. Если вода спокойная, можно получить отличные симметричные картины сада, в противном случае рябь или волна на воде будет давать невероятный калейдоскоп отраженных красок. Попробуйте сделать несколько снимков, приблизив камеру к самой воде — уверяю, эффект вам понравится!
Текст: А. Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России
Фото: А. Лысиков, ShutterStock/Fotodom.ru
Всем, кто осваивает премудрости садовой фотографии, рекомендуем просмотреть публикации:
Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемкеСекреты волшебного ракурса: выбираем точку съемкиКак построить кадр, или Основы композиции в фотографииВолшебные фокусы: что такое фокусное расстояние объективаГлавное — приоритет! Как «приручить» экспозицию, выдержку и диафрагмуНаведите на резкость! Учимся делать четкие снимкиСнимаем садовый пейзаж: секреты удачных фотографий