Центр личного и рабочего пространства: продажи ноутбуков за пандемию выросли на 48%

В заседании круглого стола приняли участие президент HONOR в России, Турции и странах СНГ Тони Ран, старший консультант отдела исследований промышленных товаров международной исследовательской компании GfK Андрей Серегин, руководитель департамента "Домашний офис и фото" группы "М.Видео – Эльдорадо" Олег Резников, бизнес-партнер индустрии "Бытовая техника и электроника" компании "Яндекс" Виктор Грязнов, руководитель категории Windows ПК Microsoft в России Андрей Калугин.

Центр личного и рабочего пространства: продажи ноутбуков за пандемию выросли на 48%
© ТАСС

В рамках мероприятия был представлен доклад Consumer Insight Report от исследовательской компании Gfk, посвященный ключевым трендам и текущей динамике рынка ноутбуков. Согласно данным GfK, до начала пандемии в 2019 году в России половина всех заменяемых ноутбуков была старше шести лет. Но удаленная учеба и работа обусловили новые требования к покупке персонального ноутбука.

В 2021 году россияне стали пользоваться ноутбуками среднего и премиального сегмента, сочетающими в себе высокий уровень производительности и оптимальное разрешение экрана. Кроме того, возросло среднее количество ноутбуков в расчете на семью. Сейчас российский рынок вырос до объема, которого не достигал с 2014 года, рассказали в GfK. Только за два года рост составил 48% в России, в Европе - 39%.

"Будучи одним из ключевых игроков в сфере исследования и производства инновационных устройств, мы планируем выводить на рынок ноутбуки во всех ценовых категориях, в том числе в премиум-сегменте, так как видим растущий спрос аудитории, - добавил Тони Ран, президент HONOR в России, Турции и странах СНГ. - Мы следуем трендам и внимательно следим за изменениями на рынке, чтобы предлагать покупателям наиболее актуальные и востребованные продукты. Спустя всего два года после появления наших устройств мы смогли добиться больших результатов: в прошлом году всего за восемь месяцев компания HONOR достигла 21% доли рынка в категории ультрабуков и 8% в целом по категории. Недавно мы выпустили на рынок новые ноутбуки HONOR MagicBook на базе процессора AMD Ryzen™ 5 5500U, сочетающие в себе производительность и эффективность для пользователей, которым важны быстродействие и мобильность. И это только начало, мы не остановимся на достигнутом и будем максимально улучшать пользовательский опыт".

Россия vs Европа

По данным исследовательской компании, рынок ноутбуков в России существенно отличается от европейского: если там пользователи покупают в основном ноутбуки в ценовом сегменте от 1000 долларов и наблюдается дефицит на дешевые компьютеры, то у нас традиционно растет спрос на модели доступного сегмента. При этом рост продаж наблюдается в рамках среднего ценового сегмента именно из-за дефицита бюджетных моделей. Если брать высшую ценовую категорию в России, то не менее ее половины представлена игровыми моделями, а в Европе большим спросом пользуются бизнес-ноутбуки.

"По-прежнему остается высокий спрос в низком и среднем сегментах. Текущая структура предложения не полностью соответствует потребностям покупателей. При этом новое поколение потребителей ищет простоту, присущую смартфонам, в более мощных устройствах", - прокомментировал Андрей Калугин, руководитель категории Windows ПК Microsoft в России.

Кроме того, потребители стали выбирать компактные модели, тогда как ранее на них был низкий спрос: это обусловлено в первую очередь ценовым фактором. По размеру экрана в 16 дюймов Россия по-прежнему лидирует среди всех европейских рынков, занимая его трехпроцентную долю.

В России средний возраст ПК один из самых высоких в мире - более семи лет, отметил Андрей Калугин. Но пандемия привела к тому, что люди начали обновлять старые ПК на более современные решения: 67% опрошенных пользователей ПК говорят, что предпочли бы сегодня обновить свой ПК, а не смартфон, рассказал он.

Преобладание онлайна

Ожидаемо, что во время пандемии онлайн-продажи росли. "Во время пандемии доля онлайн-продаж показала стремительный рост с 45 до 70% и с мая 2020 года демонстрирует стабильную ситуацию - в среднем 50%. Доля онлайн-продаж ноутбуков в России существенно выше по сравнению с Европой", - сообщил старший консультант отдела исследований промышленных товаров международной исследовательской компании GfK Андрей Серегин.

При этом сохранился тренд, когда 70% потребителей, купивших ноутбуки офлайн, уточняли цены и технические характеристики продукта в интернете, а онлайн-покупатели посещали ритейл-магазины, чтобы увидеть ноутбук вживую.

Выбор покупателя

Как отметил руководитель департамента "Домашний офис и фото" группы "М.Видео – Эльдорадо" Олег Резников, один из трендов в российском сегменте ноутбуков - спрос на модели из среднего и верхнего диапазонов. "Меняя старый ноутбук или приобретая дополнительный девайс в семью, пользователи предпочитают инвестировать на перспективу, выбирая более функциональное или производительное устройство с актуальными техническими характеристиками", - отметил он.

По его словам, пользователи обращают внимание на время автономной работы, качество изображения, объем памяти и наличие встроенной камеры. Благодаря этому за последний год выросла доля ноутбуков стоимостью выше 40 тыс. рублей.

"Еще один интересный тренд - покупатели стали уделять особое внимание функциям быстрой зарядки", - рассказал Андрей Серегин.

Среди операционных систем лидирует Windows 10 - более 80% продаж в сети "М.Видео – Эльдорадо".

Лучше больше

При этом и в России, и в Европе предпочитают 15-дюймовые ноутбуки. Эксперты полагают, что выбор большого экрана обусловлен необходимостью постоянно использовать устройство в течение всего дня. По данным компании Microsoft, с момента начала пандемии экранное время выросло на 29%.

Пандемия повысила интерес как к компактным и мощным моделям до 13 и 15 дюймов, которые удобнее транспортировать, так и к ноутбукам с большим дисплеем (от 16 дюймов) - для комфортной работы дома. "При этом порядка 60% штучных продаж приходится на устройства с размером экрана от 15 до 16 дюймов", - добавил Олег Резников.

По данным Яндекс.Маркета, заметный рост спроса на ноутбуки с большим размером экрана - от 16 дюймов - происходил именно в 2020 году, и это было связано с выходом сотрудников на удаленную работу. "В 2020 году доля продаж таких ноутбуков была практически в два раза больше по сравнению с долей в 2021 году, когда этот тренд выровнялся", - сообщил в свою очередь бизнес-партнер индустрии "Бытовая техника и электроника" компании "Яндекс" Виктор Грязнов.

"Мы также можем отметить, что ноутбуки с диагональю от 15 дюймов пользуются наибольшей популярностью, - подчеркнул Тони Ран. - И связано это не только с пандемией и дистанционной работой, но и с тем, что люди предпочитают более продвинутый пользовательский опыт на фоне постоянно увеличивающегося потока мультимедийной информации".

Как ищут ноутбуки

Как отметил Грязнов, исторически категория "Электроника и бытовая техника" - одна из самых популярных на Яндекс.Маркете, а также в поиске "Яндекса". Пандемийное время тут только добавило интереса: 40 млн поисковых запросов в 2021 году и рост в 51% относительно 2019 года.

"В 2021 году на 22% выросли запросы в привязке к области применения: игровой, для работы, учебы, обработки видео, программирования или для дома, - рассказал Грязнов. - Количество таких запросов за период с января по август 2021 составило 1,97 млн. Также было 2,7 млн запросов, связанных с техническими характеристиками (рост +7%). При этом на 12% снизилось число запросов с привязкой к цене ноутбука. От первого запроса в поиске „Яндекса“ до покупки в среднем проходит 24 дня. За это время пользователи вводят три поисковых запроса и совершают 25 визитов".

Если говорить о том, как ищут ноутбуки в "Яндексе", то на первом месте среди технических запросов стоит диагональ экрана (15 дюймов - наиболее популярная), дальше идет серия процессора и видеокарты. Среди оперативной памяти наиболее часто встречается 8 ГБ.

По цене чаще ищут от 30 тыс. (при этом снижение спроса в этом сегменте составляет 36% год к году) до 50 тыс. рублей (рост запросов на 13%), но в 2021 году появился тренд на дорогие ноутбуки, которые стали искать больше. В "М.Видео – Эльдорадо" отметили, что в начале учебного и бизнес-сезона в 2021 году пользователи отдавали предпочтение ноутбукам в ценовой категории от 45 до 60 тыс. рублей.