Войти в почту

Победа в будущей войне просто валяется на дне океана

Швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung сильно обеспокоена будущим общеевропейского дома в случае, если Китай и Россия в войне со Старым светом используют самое страшное свое оружие. И это, считают швейцарцы, окажется вовсе не ядерное оружие. Не гиперзвуковые ракеты. Не танковые дивизии Вооруженных сил РФ, мощь которых уже сегодня превышает суммарную мощность всех бронетанковых войск НАТО.

Победа в будущей войне просто валяется на дне океана
© Свободная пресса

Это оружие, считает автор публикации Оливер Ролофс, абсолютно бесшумное. Не будет ни взрывов не пожаров. Все случится на дне морском, под многокилометровой толщей воды. Китайские и российские диверсанты перережут трансатлантические подводные кабели, и в Европе случится разрушительный коллапс.

Данная тема не нова. Об уязвимости трансатлантических оптоволоконных подводных коммуникаций говорят уже давно. А ведь через них проходит 95% межконтинентального трафика. Причем, данные каналы надежнее и производительнее спутниковых, имеющих существенно меньшую пропускную способность и скорость передачи информации. И работа под водой никоим образом не зависит от атмосферных явлений.

Современная международная подводная кабельная сеть имеет общую протяженность 1,3 млн. километров. Ее образуют более четырехсот кабельных линий.

Наиболее пессимистично на «кабельную проблему» смотрят британцы, главные обвинители в Европе русских во всех грехах. В 2017 году тогдашний командующий вооруженными силами Великобритании главный маршал авиации сэр Стюарт Пич предупредил, что уничтожение подводных кабелей «представляет собой новый риск для нашего образа жизни и может повлечь за собой катастрофические последствия для британской экономики».

Тема вышла на новый виток в 2021 году, когда министр обороны Великобритании Бен Уоллес вновь обратил внимание на угрозу, исходящую от России, которая способна нарушить функционирование подводных кабелей, то есть перерезать их. Чтобы избежать этого Уоллес предложил этой весной построить специальный корабль. «Корабль позволит нам лучше защитить критически важные подводные кабели, - сказал министр. – Они имеют важнейшее значение для мировой экономики и связи между правительствами. Сегодня коммуникации находятся под угрозой саботажа и подводной войны».

Той же позиции придерживаются и США. Госдеп еще под руководством ныне ушедшего в отставку Майка Помпео включил подводные кабели в список технологий, находящихся под угрозой. И призвал мировое сообщество серьезно взглянуть на эту проблему и принять участие в программе защиты подводных коммуникаций, дабы обезопасить их от агрессивных действий Китая.

Тот же самый призыв прозвучал в июне на саммите НАТО в Брюсселе. Но на сей раз в качестве подводно-коммуникационного агрессора был упомянут не только Китай, но и Россия.

На саммите, кстати, ряду стран было адресно предложено вложиться в пока еще не разработанный проект «кабельной обороны». Наибольшее давление было оказано на Германию, как наиболее богатую страну.

Тем не менее, НАТО уже начало предпринимать определенные шаги по защите кабелей. Пока только организационно-бюрократические. Недавно было объявлено о начале работы нового натовского командования в Атлантике, перед которым, в частности, поставлена и задача по защите подводных коммуникаций.

Действительно: так ли уж беззащитны подводные кабели, что на Западе начали бить набат? Или же это повод для того, чтобы выбить дополнительные ассигнования на бюрократические структуры НАТО, а заодно дать заработать военно-промышленному комплексу США и Европы?

Среднестатистический подводный кабель представляет собой сложную многослойную конструкцию, которая обеспечивает высочайшую скорость передачи информации, а также обладает высокими характеристиками по влагозащищенности, по химической устойчивости к морской среде, по прочности, гибкости и возможности сохранять свои свойства при деформациях и продольном растяжении. Диаметр каждого порядка 10 сантиметров.

Как правило, бухта кабеля, расположенная на судне-кабелеукладчике, имеет длину 4 километра. После ее укладки на дно она соединяется со следующей бухтой. В процессе укладки лидирующий агрегат типа плуга проделывает траншею, в которой размещается кабель. После чего траншея засыпается финишным агрегатом.

Тем не менее, кабель не застрахован не только от спланированных диверсий врага, но даже и от простых случайностей. Известны случаи, когда суда, бросившие якорь, серьезно повреждали кабели. Причем, не защищает кабель и то, что он находится под слоем придонного грунта. А в некоторых случаях прокладка линий происходит по упрощенным, то есть более дешевым, технологиям, когда кабель просто укладывается на дно. Чтобы избежать этого, трассы подводных коммуникаций наносят на навигационных картах, которые используют военные корабли и гражданские суда.

То есть «злобным диверсантам» нет необходимости проводить разведывательные мероприятия с целью разыскания кабельных трасс. Открыл карту - и все увидел.

Однако совершить диверсию, то есть - перерезать кабель, значительно сложнее. Поскольку в открытом океане тот уложен на глубине в несколько километров. А максимальная глубина погружения обычных (не титановых) подводных лодок не превышает 500 метров. Конечно, технически проще это сделать на прибрежном мелководье. Но и значительно опаснее, поскольку прибрежные воды патрулируют и противолодочные самолеты, и противолодочные корабли.

Однако в структуре Министерства обороны России существует Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ). И Оливер Ролофс называет его в качестве потенциального источника всех будущих бед Запада, которые могут случиться на подводных информационных магистралях. Поскольку ГУГИ – самое секретное подразделение Минобороны. Для этого ведомства российская оборонка создает самые разнообразные подводные аппараты – от подводных лодок типа «Белгород» и «Хабаровск», а также глубоководного аппарата «Лошарик» до самых разнообразных беспилотных аппаратов. Самым грозным среди которых является «Посейдон». Но есть аппараты, назначение которых строго засекречено. Их, как правило, даже спускают на воду в ночное время.

Вполне понятно, что среди многообразия аппаратов ГУГИ есть и такие, которые предназначены для «работы» с подводными кабелями. Понятно и то, что в мирное время никто кабели перерезать не будет. Хотя бы потому, что и Россия, и Китай являются частью мировой экономической системы. И экономический коллапс ударит по всем странам. Собственно, это с большой вероятностью может стать даже началом глобальной войны.

Эта «работа» предназначена исключительно для военного времени, когда подсчитываются неизбежные прогнозируемые потери. И стратегическая задача состоит в их минимизировании.

Автор публикации в Neue Zürcher Zeitung сетует на то, что для обеспечения безопасности подводных коммуникаций у НАТО мало противолодочных фрегатов. В отличие от времен холодной войны, когда их было в достатке.

Собственно, и Советский Союз в те времена демонстрировал большую, чем сейчас, активность в этом направлении подводной деятельности. Однако деятельность была совсем иного рода. В те времена кабели были не оптоэлектронные, а электрические, с медными жилами. И в отличие от нынешних, излучали в пространство электромагнитные волны, пусть и крайне слабые. Считывая эти волны при помощи специальной аппаратуры, можно было получать доступ к информации. В том числе - и секретной, военного характера, которая передавалась с материка на материк. Так что противолодочные фрегаты во времена холодной войны, по сути, защищали не столько сами кабели, сколько информацию, которая по ним передавалась.

Сейчас такая разведывательная работа на подводных кабелях невозможна, поскольку волоконно-оптический подводные линии абсолютно ничего не излучают. А между тем, корабль защиты подводных коммуникаций, о котором говорил министр обороны Великобритании, уже начали проектировать, определившись с его функциональностью. Построен он должен быть в 2024 году. Предполагается, что в качестве платформы для разнообразной аппаратуры будет выбран проект американского катамарана USNS Impeccable длиной 86 метров и водоизмещением 5368 тонн. Схема катамарана избрана для того, чтобы корабль стерег кабель от происков ГУГИ при любом волнении.

Этот корабль будет нашпигован самыми разнообразными датчиками, способными обнаруживать врага на любой глубине. Также на нем будет буксируемая гидроакустическая антенна SURTASS. Предполагается использовать дистанционно управляемые аппараты, которые примутся собирать данные, необходимые для защиты подводных объектов.

Корабль, вероятно, построят. Прижимистые британцы добьются совместной оплаты его строительства и другими членами НАТО. Но вот как он будет обнаруживать попытки диверсий на кабельных сетях, общая длина которых, как было сказано выше, составляет 1,3 млн. километров?

Так что этот проект иначе как параноидальным бредом назвать невозможно.