General Motors в этом году недосчитается почти 2 млрд долларов из-за дефицита чипов для производства автомобилей. Дефицит микросхем ударил и по другим автопроизводителям, а также по рынку девайсов. Почему нельзя просто выпускать больше чипов и когда дефицит может отступить?
«Это вам не ракетостроение, это гораздо сложнее» — такая поговорка, как пишет Bloomberg, ходит среди разработчиков и производителей микроэлектроники. Агентство описывает сложнейший производственный процесс, необходимый для выпуска каждого чипа. Наиболее современные устройства создаются по технологиям до 5 нанометров — для сравнения, толщина человеческого волоса составляет 100 тысяч нанометров. Внутри каждой микросхемы могут быть десятки, а то и сотни слоев материала — некоторые толщиной в один атом. Поэтому фабрики по производству чипов — самые чистые места на Земле, в сотни раз чище операционных в отделении нейрохирургии. В воздухе не должно быть ни пылинки, поскольку даже одна может испортить целую партию микросхем и привести к многомиллионным убыткам.
Поэтому, когда на рынке поняли, что спрос на чипы начал резко расти, просто взять и запустить новые производственные мощности было невозможно. В результате время ожидания чипа — срок от заказа до поставки — выросло до рекордных 16 недель, а многим автопроизводителям пришлось закрывать заводы, поскольку склады с недособранными машинами, ожидающими только электроники, уже переполнились.
Что же до причин глобального дефицита — речь не только о майнинге криптовалюты, для которого нужны мощные видеокарты. О безупречном шторме на рынке рассказывает обозреватель CNBC Джордан Смит:
«Пандемия коронавируса вынудила всех дистанционно работать, учиться и вообще делать практически все. Люди обновили компьютеры, купили умные колонки, прокачали домашние кинотеатры и стали больше играть в видеоигры. Параллельно компании в срочном порядке настраивали системы удаленного доступа и расширяли сетевую инфраструктуру. Еще одна важная причина дефицита — развитие автопрома, который сегодня наиболее болезненно чувствует нехватку микрочипов. Автопроизводителям нужны не только микрочипы для все более сложных умных функций, но и полупроводники постарше для систем вроде усилителей рулевого управления. Производители чипов надеются устранить дефицит к концу года, но после этого спрос на микрочипы только продолжит расти. Новым сетям 5G нужны будут новые смартфоны с поддержкой нового стандарта связи, все больше бытовых устройств станут частью так называемого интернета вещей. Да и культура удаленной работы, похоже, никуда исчезать не планирует».
В апреле на фоне глобального дефицита чипов российская группа «Микрон», называющая себя крупнейшим вендором микроэлектроники в стране, сообщила о существенном увеличении выручки и операционной прибыли по итогам 2020 года, каждый из показателей вырос примерно на треть. Правда, как сообщает IT-портал CNews, чистая прибыль компании пока остается отрицательной. Учитывая, что нехватка микрочипов может сохраниться как минимум на год, возникает вопрос о возможностях России в этой сфере.
Есть ли перспективы у «Микрона», у зеленоградского «Ангстрема», в который были вложены сотни миллионов евро, и у других российских предприятий отрасли? В каком вообще состоянии находится индустрия чипов в России? Комментирует гендиректор компании «Троицкий инженерный центр» Евгений Горский:
Евгений Горский гендиректор компании «Троицкий инженерный центр» «Крупных российских компаний, которые физически производят чипы, очень мало. В России есть успешные разработчики чипов, которые работают по так называемой fabless модели, то есть они разрабатывают чипы, а выпускают их на, как правило, зарубежных фабриках. Среди них всем известные отечественные процессоры «Эльбрус» и «Байкал», которые разработаны в России, а выпускаются на тайваньской фабрике контрактно. Настоящих полупроводниковых производств в России мало. Насколько мне известно, наибольшей серийностью сегодня обладает «Микрон», но «Микрон» выпускает нишевые изделия для одной отрасли, хотя и успешно, но в мировом масштабе это очень мало. Российский рынок производства чипов составляет даже не полпроцента, а гораздо меньше от общемирового. В каком он состоянии? В таком, что надо развиваться. И развиваться есть куда».
В 2019 году Минпромторг разработал проект стратегии электронной отрасли России до 2030 года и предложил создать производство микроэлектроники на базе зеленоградского завода «Ангстрем-Т», который незадолго до этого был признан банкротом и поглощен госкорпорацией ВЭБ.РФ. По плану дополнительное финансирование должно было позволить компании до 2024 года освоить крупносерийное производство микроэлектроники по технологии до 90 нанометров, а к концу десятилетия — до 7 нанометров. В мае этого года, буквально неделю назад, IBM объявила о создании первого микрочипа по технологии 2 нанометра.