В сети состоялся перезапуск сервиса Rutube, который начал работать в формате видеохостинга в 2006 году, сообщает RT. В конце декабря минувшего года стало известно о том, что платформу полностью выкупил холдинг "Газпром-медиа". Как следует из пресс-релиза, был полностью переработан интерфейс сайта и навигация. Авторы теперь могут использовать студию для загрузки своего контента, а также монетизировать его. В скором времени будет добавлена возможность проводить прямые трансляции, а ближе к концу года появится возможность продавать товары в прямом эфире и загружать подкасты. Ранее "Газпром-медиа" обещал сделать Rutube "таким же удобным" для размещения контента, как и YouTube, однако амбиции холдинга вызывают вопросы — все-таки американский конкурент намного крупнее, как по количеству загруженных роликов, так и по объемам лояльной аудитории. Депутат Государственной думы РФ Антон Горелкин в беседе с "Газетой.Ru" высказал мнение, что России безусловно нужен свой национальный хостинг видеофайлов, потому что в последнее время можно наблюдать "очевидное антироссийское поведение YouTube". "Думаю, при правильном подходе у него [Rutube] есть шанс. Во-первых, у "Газпрома" много своего контента для видеоплощадки. Во-вторых, Rutube вполне может наладить монетизацию на каких-то условиях эксклюзива или премьерности и предложить нашим блогерам интересные условия. Не исключаю, что со временем многие перетекут на Rutube. Кстати, с Rutube за статус национального может захотеть поконкурировать еще кто-нибудь из игроков рынка – тот же "Яндекс. Эфир", например. Российские программисты – лучшие в мире, и догнать и перегнать YouTube для них вполне посильная задача, я уверен", — считает Горелкин. Rutube наконец преобразился и стал выглядеть очень прилично, но, увы, приятный интерфейс не избавил сервис от главной проблемы: Rutube сегодня — это склад "перезаливов" видео с других платформ, считает digital- и SMM-менеджер коммуникационной группы iMARS Иван Коварский. "Уникального контента либо нет, либо его очень мало, и это сразу бросается в глаза. Популярные авторы снимают видео для YouTube или TikTok и "дозаливают" их ещё и на Rutube — на всякий случай. Совсем не хочется видеть Rutube облачным хранилищем дубликатов видео, взятых с других платформ. Как же заставить создателей контента публиковать уникальные ролики на российской площадке? Похоже, единственный способ — договориться с ними напрямую. Нужно поставить пользователям интернета ультиматум: "Посмотреть это видео можно только на RuTube, и больше нигде!"", — заявил Коварский. Rutube как национальный аналог всемирного известного сервиса вряд ли имеет такие же перспективы для развития, потому что повторение всегда хуже оригинала, считает независимый пиар-консультант Анастасия Куценко. "Точно так же, как сервис "Я молодец" (тоже принадлежащий "Газпром-медиа") не способен повторить успех TikTok. Кроме того, ни для кого не секрет, что "Газпром-медиа" очень плотно сотрудничает с Роскомнадзором в плане соблюдения требований по размещению ненадлежащего контента. Это может отпугнуть часть блогеров, которые и хотели бы перейти на российский сервис, но все же хотят развиваться в рамках глобальной площадки, которым является YouTube", - сообщила Куценко. Сейчас есть тренд на развитие отечественных платформ, поэтому инвестиции в Rutube вполне понятны, заявил Марк Шерман, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency. "Газпром-медиа" обладает как большой библиотекой самого разнообразного контента, так и возможностями по продвижению видеохостинга. Его будущее будет зависеть от того, какая там будет предложена модель монетизации, будет ли какой-то эксклюзивный контент представлен именно там, а не у конкурентов, появятся ли там свои топ-блогеры, иными словами, появится ли вокруг платформы хайп, чтобы она смогла найти свою нишу на рынке. Перезапуск для удобства пользователей - это шаг в правильном направлении, но создание конкурента для YouTube потребует очень значительных усилий, поскольку YouTube уже стал именем нарицательным. В России есть своя социальная сеть и свой поисковик, чего нет очень во многих странах, но они появились тогда, когда эта ниша на рынке была не занята. Возможно, Rutube будет также активно использоваться государственными структурами и в образовательных целях, что также будет одним из способов привлечения аудитории", — предположил эксперт. А вот опрошенные "Газетой.Ru" авторы и продюсеры контента оказались более категоричны и резки в отношении Rutube. "Я могу сказать, что ни один успешный и состоявшийся блогер не уйдет со своей платформы на какую-то другую", — заявил Александр Балковский, предприниматель, совладелец студии Z-Agency и менеджер Саши Спилберг. Лицо проекта "This is хорошо", блогер Стас Давыдов сообщил о том, что ему лично "плевать на Rutube". "Там нет комьюнити абсолютно никакого, чтобы блогерам захотелось переходить. Это уже давно абсолютно неживой сервис. Было уже на моем веку полно "социалок", которые как-то стимулировали к себе переходить, выплачивали за это партнерки или приводили аудиторию, но как только искусственная стимуляция активности прекращалась, все мгновенно загибалось. Так что если не случится только какая-нибудь блокировка YouTube, вряд ли много будет людей, которые по собственной инициативе пойдут на Rutube", — заключил Давыдов.