Как выбрать звуковой сигнал автомобиля
Какие бывают
Существует три основных вида клаксонов.
1. Электромагнитные. Такие устройства стоят в большинстве современных авто, их конструкция наиболее простая: она состоит из соленоида, контактной пары и диафрагмы. Традиционно среди электромагнитных клаксонов выделяют следующие типы.
- Сигнал «Улитка». Он имеет крупные габариты и непрост для монтажа из-за воронкообразной конфигурации. Зато громкость его может достигать 115-120 дБ.
- Дисковый клаксон. Он менее габаритный, бывает цельным или разборным. Чаще всего его монтируют в подкапотном пространстве, но иногда и на внешней части решётки радиатора. Издаёт однотонный звук, громкость которого составляет примерно 115 дБ, а частота - 350 Гц.
- Рожковый сигнал, или автомобильный горн. Это, по сути, выпрямленная улитка, которую монтируют или на внешней части автомобиля, или под капотом.
2. Пневматические гудки. Такие устройства состоят из горна, диафрагмы и мембраны. Работают следующим образом: сжатый воздух, выдуваемый из компрессора, воздействует на мембрану. Она деформируется и колеблется. Горн усиливает возникающий звук.
Пневматический гудок самый мощный, его громкость достигает 145 дБ, а частотный диапазон устройства может перекрывать несколько звуковых зон.
Для усиления звука используют до четырёх труб. Но для их слаженной работы потребуется особо мощный компрессор, для которого придётся поискать место под капотом.
С помощью поликлаксонов можно получить разные мелодии, но для этого потребуется установка программируемого реле.
- Кто-то в качестве таких гудков ставит дудку от тепловоза, - рассказывает опытный автовладелец Денис Дорошенко. - На грузовиках такой гудок может быть очень громким!
3. Электронные сигналы. Их громкость может достигать 110 дБ. Главной частью таких устройств является чип, который генерирует звук нужной частоты, передаваемый на громкоговоритель. Мелодии могут быть самыми разнообразными.
- Это простые звуковые устройства, как на телефонах, - рассказывает Денис. - Обычный динамик плюс контроллер. Их часто заказывают из Японии, в них уже записаны многие звуки, но в некоторых устройствах можно записывать и свои.
Особенности монтажа
- Тут всё делается просто, - рассказывает автомеханик одной из благовещенских СТО Анатолий Николаевич. - К каждому клаксону прилагается инструкция, ориентируетесь на неё. Обычно клаксон просто устанавливается на место старого, но если новый габаритнее, то бывает, приходится поискать место - часто не только под гудок, но и под компрессор. Но это, повторюсь, несложно.
Кроме того, если вы решите установить мощный клаксон, то для него потребуется большая сила тока, а значит, и соответствующий аккумулятор в машине.
Перед заменой клаксона следует отключить клеммы аккумулятора. Затем отсоединяются провода питания от штатного сигнала, выполняется его демонтаж и крепится новый клаксон. К нему подсоединяются питательные провода.
При монтаже важно обеспечить надёжное крепление клаксона, иначе во время езды он может отлететь.
Из-за чего ломаются
Чаще всего поломки клаксонов случаются из-за окисления контактов или всего механизма.
- Ещё бывает так, что контакты плохо соединены, - рассказывает автомеханик. - Они просто могут отойти или их слабо закрепили при установке.
Для ремонта снимаются аккумуляторные клеммы, отсоединяется и разряжается конденсатор подушки безопасности. Потом снимается кожух рулевого колеса и надфилем зачищаются окисленные контакты, после чего контакты заново фиксируются.
Важно учесть
Обратите внимание на то, чтобы частота звукового сигнала вашего авто не превышала 440 Гц - более высокая может нанести вред здоровью окружающих. Также автомобильный гудок не должен копировать звук сигнала машин правоохранительных органов или скорой медицинской помощи.
В городском режиме гудок разрешено использовать только для предупреждения ДТП, а вне населённого пункта - перед началом обгона. Согласно пункту 19.10 ПДД беспорядочное использование гудка считается нарушением, за это водителю грозит штраф. Так что помните: какой бы громкий или необычный сигнал ни был у вашей машины, использовать его нужно с умом и только при необходимости!
Кстати
Термин «клаксон» стал употребляться благодаря названию фирмы-производителя Klaxon Signals Ltd, которая выпускала эти устройства с 1908 года.
Сколько стоит
Отечественные электромагнитные клаксоны можно купить за 350 - 850 руб., импортные встречаются дороже - за 2,5 - 4 тыс. руб.
Цены на пневмосигналы в виде дудки из нержавейки начинаются от 800 руб. и доходят в среднем до 2,5 тыс. руб.
Электронные сигналы можно приобрести начиная от 850 руб. за одинарные и от 4 тыс. руб. за двойные.