Войти в почту

Как цифровая эпоха повлияла на искусство фотографии

19 августа Всемирный день фотографии. По этому случаю «Вечерка» поговорила с директором профессиональной и любительской фотографии Василием Прудниковым о настоящем фотографии. С развитием технологий искусство фотографии перестало быть доступным лишь единицам и стало достоянием широких масс. Из-за этого, к сожалению, уровень мастерства фотографов сейчас сильно упал. И если в прошлом веке нужно было овладеть ремеслом — научиться проявлять пленки, печатать фотографии, правильно выставлять экспозицию, то с приходом цифровых технологий все это исчезло, и в фотоиндустрию ринулись люди, ничего в ней не понимающие. А с развитием смартфонов все стало еще проще — встроенные камеры убили класс компактных фотокамер. И больше нет ничего сложного в том, чтобы нажать на кнопку и получить картинку пристойного качества. Поэтому складывается ситуация, когда кадров люди снимают миллионы, а действительно великих фотографий среди них нет. Я уверен, чтобы делать хорошие снимки, нужно обязательно учиться. Разница между любителями и профессионалами становится заметна невооруженным глазом. Казалось бы, вот стоят два человека, у них одинаковые камеры — но у одного получаются такие фотографии, что мы просто ахаем, а у другого выходят совершенно невыразительные снимки. Моментально! В 1948 году свет увидел фотоаппарат, который изменил весь мир — Polaroid Land 95 А все дело в том, что он позволял получить фотографию моментально благодаря специальным картриджам, что на то время казалось невозможным. С тех пор вышло множество разных моделей Polaroid, камера стала самой узнаваемой в мире, за всю историю существования были проданы миллионы фотоаппаратов. К сожалению, фирма Polaroid не смогла вписаться в мир современной цифровой фотографии и в начале нулевых стала банкротом. Впрочем, недавно фирма снова вернулась на мировой рынок, выпустив новую модель Polaroid PIC 300. Станет ли камера такой же популярной, как ее предшественницы, покажет время. Дорогая и громоздкая Первое устройство — камера Шевалье — представляло собой переделанную камеру-обскуру, а объектив был сделан из микроскопа. Вместе с камерой шел набор всех принадлежностей — посеребренных пластин, реактивов, кассет. Все это помещалось в небольшом сундуке и стоило — на современные рубли — около 500 0 1849 Легендарный объектив Первый фотоаппарат с объективом Йозефа Петцваля выпустила фирма «Фогтлендер». Ganzmetallkamera была сделана целиком из латуни, ее объектив имел светосилу 1:3,7, что позволило сократить выдержку при съемке с нескольких часов до нескольких минут. Объектив, рассчитанный по схеме Йозефа Петцваля, выпускается до сих пор на Красногорском механическом заводе и пользуется большой популярностью. Картонный аппарат за доллар Камера Кодак Брауни была выполнена из прессованного картона и стоила всего 1 доллар. Фирма «Кодак» впервые предложила фотолюбителям только снимать — «вы нажимаете на кнопку, а мы делаем все остальное». Камеру с отснятой пленкой отсылали в лабораторию и получали назад новый заряженный фотоаппарат и отпечатанные фотографии. «Оружие» журналистов Легендарная модель немецких фотоаппаратов фирмы Leica I, рассчитанная на использование 35-мм кинопленки, изобретена Оскаром Барнаком. Эта камера положила начало репортажным съемкам и стала на несколько десятилетий основным «оружием» большинства европейских фотожурналистов. Наш ответ В СССР, в Трудкоммуне НКВД имени Дзержинского, под руководством педагога Антона Макаренко налажен выпуск копии немецкой камеры Leica II под названием ФЭД. Однако в камеру и объектив было внесено несколько изменений — объективы от ФЭДа не могли корректно устанавливаться на «лейку», упрощенным был и привод дальномера. Но, несмотря на это, камера получилась удачной и выпускалась в СССР в разных модификациях несколько десятков лет. Закаленный экземпляр Фотоаппарат «Спорт» конструкции Александра Гельгара стал первой в мире «зеркалкой», снимающей на 35-мм пленку. Особенностью этой камеры была возможность снимать при супернизких температурах воздуха. Техника мечты Зеркальная камера Nikon F — первый триумф японской фототехники, зеркальная. После ее появления большинство фотографов отнесло всю старую технику в комиссионки, чтобы купить новые никоновские наборы широкоугольных и телеобъективов. Фотографы получили возможность снимать с далеких расстояний, не подвергая свою жизнь риску. Nikon на 30 лет стал основным фотоаппаратом профессиональных фотографов. Все на автомате Первая серийная камера Minolta 7000, где все было полностью автоматическое — и режим экспозиции, и фокус. Переходим на «цифру» Первыми удачными цифровыми камерами стали модели Nikon и Canon с цифровой приставкой фирмы Kodak. Искусство в массы Модель Canon EOS 300 D стала первой в мире цифровой зеркальной камерой, стоившей меньше тысячи долларов. Ее появление позволило сделать искусство профессиональной фотографии достоянием широких масс. Эра смартфонов С 2007 года вместо фотоаппаратов все чаще стали использовать камеры на смартфонах. Началось это с выпуска Apple 2G. Дело в удобстве — большинству людей не хочется тратить время на настройки диафрагмы и светочувствительности. Куда проще достать из кармана телефон и нажать на кнопку. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Владимир Самарин, сотрудник «Музея Москвы»: С приходом цифровой фотографии и, конечно же, современных смартфонов в мире появилось огромное количество плохих фотографий. Если раньше у фотографа в одном ролике пленки было всего 36 кадров и он как-то умудрялся делать хорошие снимки, то сейчас за съемку делают не менее 500, а то и 1000 кадров. Представить себе, что фотограф тратил на рядовую съемку 30 пленок, просто невозможно. Ограниченность средств всегда рождала поиск, но сейчас его просто нет — люди нажимают на кнопку не думая. Читайте также: Хватит фотографировать бутерброд

Как цифровая эпоха повлияла на искусство фотографии
© Вечерняя Москва