Ноутбуки раскрылись по-новому

Рынок ноутбуков в России перестал падать впервые за последние четыре года. За январь--февраль 2017 года их продажи превысили 13,5 млрд руб., что соответствует показателям аналогичного периода прошлого года. Ритейлеры связывают это с завершением разделения покупателей ноутбуков и планшетов: последние уже не заменяют пользователям компьютер. Кроме того, в связи со стабилизацией курса рубля и экономики технику решил обновить корпоративный сегмент, но его активности хватит лишь на первый квартал, предупреждают аналитики. По итогам января--февраля в России реализовано почти 450 тыс. ноутбуков на сумму более 13,5 млрд руб., что равнозначно аналогичному периоду прошлого года, сообщили "Ъ" в "Связном". Наиболее популярными брендами стали Asus и Lenovo -- оба заняли около 23% продаж в штуках. При этом доли обеих компаний упали: в январе-феврале 2016 года у Asus было 32% в штуках, у Lenovo -- 25%. Доля Acer составила 19%, HP -- 17%, Dell -- 5%. В денежном выражении лидирует Asus с долей 24%, у Lenovo -- 19,5%, у Acer -- 17%, у HP -- 16%. Представитель "Связного" не называет долю Apple за отчетный период. По оценке источника "Ъ" на рынке электроники, доля этого бренда составила около 11,5% в денежном выражении. Таким образом, сегмент ноутбуков перестал падать впервые за четыре года, констатируют аналитики "Связного". За 2016 год продажи ноутбуков сократились на 0,5 млн в штуках, до 2,5 млн устройств, и на 2 млрд руб. в деньгах, до 79 млрд. По оценкам IDC, поставки ноутбуков и десктопов в Россию за 2016 год по отношению к 2015 году в штуках упали на 8%, до 4,47 млн. Продолжавшееся несколько лет падение было вызвано несколькими факторами, главный из которых -- растущая популярность планшетов, стоимость которых постоянно снижалась, в то время как ноутбуков -- росла. Сейчас же, по оценкам "Связного", ноутбуки стали выбирать пользователи, для которых функционала и мощности планшетов недостаточно. В январе-феврале 71% реализованных в России ноутбуков стоил больше 20 тыс. руб. В то же время самые популярные планшеты стоят меньше 20 тыс. руб. "Эти данные подтверждают тезис о том, что аудитории ноутбуков и планшетов перестали пересекаться",-- констатируют в "Связном". В феврале 2017 года рынок уже не просто был стабилен, а показал положительную динамику. Покупатели приобрели на 8% больше устройств по сравнению с февралем прошлого года, а выручка увеличилась на 5%, отмечает "Связной". Эти данные соответствуют оценкам аналитиков Gfk, подтвердил представитель компании Александр Федотов. При этом он указывает: точкой роста рынка ноутбуков все же стал ценовой сегмент до 15 тыс. руб., продажи в котором больше всего упали в 2016 году, а сейчас выросли многократно. "Также появление ноутбуков, предназначенных для работы с облачными сервисами -- клаудбуков, позволило снизить цены на ноутбуки начального уровня, что было с энтузиазмом воспринято покупателями",-- отмечает господин Федотов. Еще одним фактором стала стабилизация экономической ситуации и курсов валют. "Это создало благоприятные условия для обновления техники, таким образом, сейчас на рынке реализуется отложенный спрос",-- считает гендиректор Lenovo в России Александр Катаев. По его оценке, наиболее востребованы в 2017 году будут устройства среднего ценового сегмента -- в диапазоне от 25 тыс. до 30 тыс. руб. и игровые ноутбуки в высоком ценовом сегменте. Исполнительный вице-президент "Евросети" Виктор Луканин отмечает, что обычные лэптопы, которые все еще пользуются спросом, испытывают сильную конкуренцию со стороны менее дорогих устройств, например, хромбуков (устройства на ChromeOS) и медибуков (устройства с ограниченным функционалом и набором опций). Наконец, аналитик "Алор Брокера" Кирилл Яковенко объясняет ситуацию возросшей активностью корпоративного сектора, отмечая неплохие результаты Asus и Lenovo, которые наиболее востребованы именно со стороны бизнеса. Но уже ко второму кварталу бизнес завершит обновление технического оснащения, и рынок вернется к снижению, уверен Кирилл Яковенко. Он считает, что по итогам года нельзя исключать снижения продаж на 13-15% к уровню 2016 года.

Рынок ноутбуков в России перестал падать
© Коммерсантъ