Назад в будущее: Nokia снова выпускает мобильные телефоны
Рори Келлан-Джонс Корреспондент отдела технологий Мобильные телефоны Nokia снова поступили в продажу, их можно найти на сайте финской компании. Выбор пока ограничен несколькими базовыми моделями, но скоро к ним добавятся смартфоны и планшеты, работающие на операционной системе Android. Это стало возможно, благодаря небольшой команде, работающей в бизнес-парке на окраине Хельсинки и увлеченной идеей, которая другим может показаться безрассудной. Они называют себя HMD Global и верят, что могут снова сделать Nokia крупным игроком на рынке мобильных телефонов. Я встретился с Арто Нуммелой, Пеккой Ранталой и Флорианом Зайхе в кафе кампуса, все еще принадлежащего Nokia. В тот самый день Арто и Пекка прекратили работать в принадлежавшей Microsoft компании Nokia Windows - поскольку выкупили и ее саму, и бренд Nokia, чтобы начать свой собственный бизнес. Да, это звучит сложновато, но не менее запутанна и история фирмы Nokia, которая еще несколько лет назад была признанным лидером в области технологий и крупнейшим игроком на рынке мобильных телефонов. После выхода на рынок iPhone в 2007 году империя Nokia дрогнула, а к 2011 году, как выразился первый американский исполнительный директор корпорации Стивен Элоп, у него уже земля горела под ногами. Потом телефонный бизнес продали Microsoft, где быстро поняли, что совершили катастрофическую ошибку, поскольку телефоны Nokia Windows не смогли занять хоть сколько-нибудь значимый сегмент на рынке, где безраздельно доминировали Apple и Google. Теперь финская компания, которая сохранила сильные позиции на рынке телекоммуникаций после продажи телефонного бизнеса, передала право на использование бренда Nokia компании HMD Global, задавшейся целью вернуть его назад в будущее. Что же играет на руку этой троице? Например, то, что они получили от Microsoft умирающий, но все еще приличный по объему рынка бизнес по производству "фичерфонов" (мобильные телефоны, не поддерживающие работу приложений, но имеющие простейший доступ в интернет), которыми по-прежнему пользуются миллионы людей в развивающихся странах. "Его объемы снижаются примерно на 15% в год, но это все еще здоровый и глобальный бизнес", - говорит исполнительный директор Арто Нуммела. Это дает им оборотный капитал и доступ к ритейлерским сетям. Но настоящая цель - в том, чтобы в первой половине 2017 года запустить линейку смартфонов на операционной системе Android. Сама HMD Global телефоны не производит, она заключила сделку с компанией Foxconn, которая будет их собирать в Китае и Вьетнаме, поэтому бизнес-трио может сосредоточиться на дизайне и маркетинге. Арто, Пекка и Флориан рассказали мне, что тщательно отбирали лучших дизайнеров отрасли, которые "выстроились в очередь", чтобы принять участие в проекте. Среди них есть бывшие сотрудники Nokia и другие ветераны отрасли - такие как, например, Флориан Зайхе, пришедший из HTC, но есть и немало "молодых голодных талантливых миллениалов" [люд ей , родивши х ся после 1981 года - Би-би-си]. Но они намерены выйти на весьма конкурентный рынок смартфонов Android, где самые разные компании терпят фиаско в попытке получить прибыль. Почему у них все должно быть по-другому? Ответ - в одно слово, это - Nokia. "Nokia - это настоящий бренд со 150-летней историей, - говорит Флориан Зайхе. - Во всех уголках мира его воспринимают как настоящий промышленный бренд мобильных телефонов". Новые владельцы Nokia рассказали, что, пока катались по миру, устанавливая партнерские контакты, ощутили, с какой привязанностью их встречали. "Люди подходили обнять нас - существует какая-то волшебная любовь к Nokia", - рассказывают они. Пекка говорит, что каждый новый участник рынка систем на основе Android должен бороться, чтобы отвоевать себе место на этом рынке, в то время как Nokia приходит туда уже в качестве проверенного временем игрока. Мы болтали о прекрасных телефонах Nokia, которые были у нас в прошлом - или тех, которые наши пожилые родственники используют до сих пор, - и по комнате разлилось ощущение теплой ностальгии. Но как только я вышел наружу на холод, я сразу же вспомнил свой первый визит в Nokia в 2000, когда компания была непререкаемым лидером в мире мобильных. Тогдашний исполнительный директор Nokia Mobile Матти Алахута говорил мне, что Европа лидирует в мобильных технологиях, в то время как США - локомотив развития интернета. "Наша миссия в Nokia - стать ключевым фактором формирования мобильного информационного общества", - сказал тогда Алахута. В конце концов, эта мечта не осуществилась, и именно американские технологические гиганты повели мир в мобильную эру. Теперь HMD ставят менее амбициозную цель - снова сделать Nokia значимым игроком мобильного рынка. Однако реализовать ее, возможно, будет столь же непросто. Какой бы любовью этот бренд ни пользовался в новейшей истории коммуникаций, покупать телефоны из сентиментальных побуждений пользователи не станут. Новой Nokia придется доказать, что у нее есть свежие идеи, чтобы стать частью телефонного будущего.