В Махачкале после взрыва на автозаправке погибли 35 человек
Обновлено в 15:50
Взрыв на АЗС в Махачкале мог произойти по вине тех, кто выдавал различные разрешения. Об этом заявил глава Дагестана Сергей Меликов. Он отметил, что автосервис, в котором начался пожар при проведении технических работ, никак не мог находиться настолько близко к АЗС, чтобы огонь мог перекинуться на заправку. Жадность и алчность стали причинами ЧП на АЗС в Дагестане, заключил Меликов:
«Во главе угла стоят жадность и алчность. Когда люди пытаются нарушить все мыслимые и немыслимые меры безопасности, чтобы извлечь небольшую выгоду. По самым примитивным требованиям никак не может станция техобслуживания находиться в пяти метрах от заправочного комплекса, хотя бы по той причине, что работы на станции техобслуживания предусматривает сварочные работы и искры».
Глава Дагестана подчеркнул, что в регионе будет организована работа «по контролю за всеми этими безобразиями».
Ранее и генеральный прокурор России Игорь Краснов поручил проверить законность размещения автозаправочных станций в Дагестане. На самом деле, к размещению АЗС есть много требований, но все они предъявляются еще на этапе закладки и строительства заправки в определенном месте. Конечно, проконтролировать появление опасных построек вблизи АЗС владельцы заправки не могут, как и не могут узнать, кто что хранит в этих помещениях. Комментирует владелец АЗС в Магнитогорске Фарид:
— Конечно, это должен [контролировать] проектный отдел, когда размещали заправку, специально делается так. Есть там норма, значит, нормы не соблюдены. От АЗС до зданий должно быть, где люди находятся, не менее девяти метров, а по новым нормам 12. А помещение от колонки должно быть не менее 25 метров.
— От жилых зданий, это же от жилой застройки должно быть отдаленно?
— Да, не меньше 50 метров.
— Кто это контролирует?
— Это когда строится заправка, получается проектное разрешение, с этого начинать планировать проверить.
Число пострадавших в результате взрыва на АЗС на севере Махачкалы составило около 80 человек, 35 погибли, среди них трое детей, об этом сообщил глава Дагестана Сергей Меликов. В Кумторкалинском районе Дагестана будет введен режим чрезвычайной ситуации.
ЧП произошло поздно вечером в понедельник, 14 августа. Сначала загорелся автосервис, после чего огонь перекинулся на заправку, а затем прогремел взрыв — взорвались две цистерны из восьми, была угроза повторных возгораний, однако благодаря действиям экстренных служб этого удалось избежать. Пострадали окружающие здания и автомобили. В районе ЧП прекращено газоснабжение.
Открытое горение ликвидировано, это заняло почти четыре часа.
Владелец автосервиса, огонь с которого перекинулся на АЗС и привел к взрыву в Махачкале, — ранее был судим за незаконную продажу газа на АЗС, сообщил источник РИА Новости в правоохранительных органах. Взрыв вскрыл сразу несколько проблем с безопасностью на АЗС в Дагестане, говорит специальный корреспондент дагестанского издания «Черновик» Магомед Магомедов:
— Установлены владельцы заправки и технического сервиса для автомобилей, который находился напротив заправки. Владельца заправки уже опрашивают, а владелец техстанции еще не задержан, он находится в розыске. Можно однозначно говорить, что эти два человека действовали по тем правилам, которые фактически сложились в Дагестане, это не единственная такая заправка, не единственный такой техцентр в республике. Здесь виноваты не только они, но и те надзорные органы, которые закрывали глаза на деятельность этих организаций. Есть многочисленные примеры того, где заправки находятся в пяти-шести метрах от многоэтажных домов.
— Селитра подтверждается?
— Во всяком случае нужно будет говорить об ином веществе, которое взрывается аналогичным образом, потому что там огромная воронка, практически от центра техобслуживания ничего не осталось, и это взрывы, следы, нехарактерные для газа, поэтому надо говорить либо об ином веществе, которое способно взрываться в случае воспламенения, либо говорить о меньших объемах селитры, которые заявляются. Я вижу в СМИ сообщения о том, что там хранилось 100 тонн селитры, и приводится сообщение, что по мощности взрыв равен 35 тоннам в тротиловом эквиваленте, тогда надо рассуждать об иных веществах, но понятно, что бы ни взорвалось в этом здании техцентра, оно там находилось на незаконных основаниях.
Версию с селитрой правоохранительные органы или представители дагестанских властей не комментируют.
По мнению эксперта-взрывотехника Дмитрия Симкина, эта версия выглядит слабой. По его наблюдениям, взрыв не тянет и на заявленные источниками СМИ «35 тонн в тротиловом эквиваленте». Можно сравнить хотя бы со взрывом в Бейруте, говорит Дмитрий Симкин:
— Я смотрел, там пожар, взрыв — все вместе, и там такого сильного взрыва не было по видеокадрам. Непонятно было, в первом сообщении говорили о взрыве каких-то емкостей на бензозаправке, то есть это либо топливные, либо газовые емкости. Разрушения по площади намного слабее по эквиваленту, по тротилу. Плюс это будет не чистый взрыв, это приблизительно 100 тонн. Почему в Бейруте был очень сильный взрыв, все схватилось, потому что это превратилось в одну расплавленную массу, было критическое слияние и критическая температура, и где-то произошел импульс по детонации. Там все это взорвалось в большой массе, поэтому взрыв был такой мощный. По поводу того, что здесь 100 тонн лежало, там бы снесло все в пыль. Если они передают, что там хранилось и взорвалось порядка 100 тонн, то это будет взрыв в эквиваленте от 30 тонн до 50 тонн взрывчатки.
— Ощущение, я смотрю видеосъемку, где-то около 150 метров от эпицентра полностью разрушения, а дальше частично.
— Если там жилые здания, за два-три километра вообще ни одного стекла не осталось бы, там разнесло бы вообще все, если они заявляют, что там около 100 тонн.
— Вам эта версия про две взорвавшиеся цистерны из восьми кажется более правдоподобной?
— Да, это более похожий вариант, что две цистерны.
По факту взрыва на АЗС возбуждено уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц. По версии следствия, возгорание произошло в здании станции техобслуживания автомобилей, в момент, когда там проводились работы по техобслуживанию транспортных средств.
15 августа объявлено в Дагестане днем траура, семьям погибших при взрыве выплатят по 1 млн рублей. Получившим тяжкий вред здоровью выделят 400 тысяч рублей, легкий вред здоровью — 200 тысяч рублей. В помощь дагестанским медикам отправилась бригада Федерального центра медицины катастроф из Москвы, также бригады врачей были направлены из Чечни.