Войти в почту

В Сосьве приступают к строительству многоквартирного дома для погорельцев

Ситуация в небольшом поселке на севере Свердловской области, где несколько дней назад случился масштабный пожар, потихоньку нормализуется. Звучит это несколько странно, ведь огонь дотла уничтожил 114 домов, лишил жилья больше 600 человек, но это так: стихию усмирили. И вот теперь можно в более или менее спокойной обстановке, позаботиться о погорельцах: помочь им вернуться к привычной жизни. С крышей над головой и с комфортными бытовыми условиями.

В Сосьве приступают к строительству многоквартирного дома для погорельцев
© Российская Газета

Местные власти решили сперва оперативно провести в двух многоквартирных домах, которые пострадали от пожара, капитальный ремонт. Это двухэтажки 80-х годов постройки. В них в общей сложности 32 квартиры.

- К работам приступил опытный подрядчик. Строители уже оценили объем работ и завозят материалы. В домах будут заменены перекрытия, все коммуникации, окна, двери и проведен ремонт подъездов и квартир, - заявил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.

Также быстро - за один строительный сезон, к октябрю - регион планирует с ноля построить в поселке многоквартирный дом. Как заявил министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Михаил Волков, участок, где начнется стройка, уже выбран. Хорошее стечение обстоятельств: до пожара администрация поселка расселила жильцов двух ветхих многоквартирных домов и готовилась их снести. Теперь это сделают быстрее: появится площадка с готовой инфраструктурой для нового жилого здания дома на 60 квартир.

Ни одного проекта противопожарного устройства в Свердловской области, где произошли страшные пожары и больше 600 человек лишились жилья, нет

Новости о больших домах вызвали некоторую тревогу у тех погорельцев, которые жили в частных и не хотели бы отказываться от привычного бытового уклада. Власть декларирует, что пожелания людей учтет. Сразу после ликвидации пожара в Сосьву выехали специалисты министерства социальной защиты и министерства строительства региона. Вместе с администрацией поселка они организовали анкетирование погорельцев, чтобы составить для каждой из семей индивидуальный паспорт помощи. По словам Михаила Волкова, в анкете есть вопросы, касающиеся того, хотели бы погорельцы жить в многоквартирном доме. А параллельно идет уточнение границ участков под индивидуальное жилье. По информации департамента информационной политики региона, для 64 участков земли эту процедуру уже завершили. Кроме того, определены первые 10 земельных участков, собственники которых дали согласие для строительства индивидуального жилья в виде типовых сборных домокомплектов для семей из трех человек.

Напомним, что на материальную помощь погорельцам из резервного фонда правительства Свердловской области выделили 95 миллионов рублей. Первые выплаты - по 10 тысяч на неотложные нужды - людям уже выплачиваются. А дальше помогать землякам власти будут с учетом уже упомянутого анкетирования. Оно должно ответить на два основных блока вопросов: насколько серьезный ущерб нанес семье пожар и какая помощь ей нужна. По предварительной информации, материалы анкетирования будут обработаны к завтрашнему дню.

Серовский районный суд по требованию следователей СК заключил под стражу двух обвиняемых по уголовному делу о пожаре в Сосьве. Один - 29-летний управленец местной пилорамы, откуда и пошел гулять огонь по округе. Его обвиняют по двум статьям УК о повреждении имущества по неосторожности и в нарушении требований пожарной безопасности, повлекшем по неосторожности смерть двух лиц. Другой фигурант - 40-летний специалист по пожарной безопасности муниципального учреждения "Управление гражданской защиты и хозяйственного обслуживания Сосьвинского городского округа", ему вменяют халатность, которая привела к гибели людей и особо крупному ущербу.

Тем временем

В понедельник днем в городе Борзя Забайкальского края начался крупный пожар - когда спасатели прибыли на место, горели девять жилых домов и крыша магазина. Позже огонь перекинулся на еще один дом и местную модульную котельную.

Пожар тушили около 100 пожарных, были задействованы почти 20 единиц техники. Работать пришлось в сложных условиях: тушить огонь мешал сильный ветер порывами до 23 метров в секунду. Локализовать возгорание удалось только через несколько часов.

К счастью, обошлось без погибших и пострадавших. По словам вице-губернатора Забайкалья Александра Костенко, по предварительной оценке, в Борзе сгорели три одноквартирных и один четырехквартирный дом. Без крова остались 13 человек, в том числе пятеро детей. Местные власти предоставили им общежитие, организовали пункт временного размещения, открыли для людей, оставшихся без домов и имущества, сбор вещей и денег. По неофициальной информации, ей мог стать пожар на свалке, который перекинулся на жилые дома.

Следователи СК РФ по Забайкальскому краю возбудили уголовное дело по статье "Халатность". Они дадут оценку действиям или бездействию чиновников, которые должны обеспечивать противопожарную безопасность.

Комментарий

Сергей Залесов, профессор Уральского государственного лесотехнического университета, заслуженный лесовод России:

- После страшных пожаров на Урале многие сейчас задаются вопросом, а почему стали выгорать целые села, ведь раньше такого не было? Как вообще такое допустили? Но вы посмотрите, вокруг большинства деревень сегодня типичная картина: поля, покрытые старой прошлогодней травой. Скот держать почти перестали, траву никто не косит, многие бывшие сельхозугодья заброшены. И стоит только какому-нибудь, простите, дураку бросить окурок - и огонь моментально подберется к самому порогу. Обратите внимание, практически все бушующие в этом сезоне пожары пока еще не лесные, - они травяные, ландшафтные. Раньше в деревнях у каждого хозяина было правило: обязательно выкосить заросли травы и высохших кустарников возле дома. Сегодня в моей родной деревне в Кировской области, где я вырос, трава возле домов стоит чуть ли не в человеческий рост.

Именно ландшафтный пожар стал причиной того, что выгорела почти половина деревни Логоушка в Курганской области. Возле железной дороги траву никто не выкашивал, достаточно было малейшей искры, чтобы заросли вспыхнули моментально. Дул сильный ветер, а он, как подсчитано, усиливает распространение огня. Если ветер усиливается в два раза, то скорость пожара увеличивается в четыре. Пламя моментально подобралось к домам. А когда огонь захватывает десятки домов разом, никакие героические усилия пожарных не помогут.

Службы МЧС свою работу знают и в целом хорошо ее выполняют. Но главная-то задача состоит в том, чтобы свести пожары к минимуму. А для этого нужно для каждого населенного пункта разработать и четко выполнять план противопожарной защиты. В каждой деревне он должен быть свой, ведь условия везде разные. Предположим, рядом лес, это значит, нужно обрезать нижние сучья у деревьев метра на два вверх, убрать сухостой, валежник и мусор, причем по всей деревенской округе, чтобы пожар не смог перейти из низового в верховой и не подобрался к жилью. Проложить минерализованные полосы. Избавиться от сухого камыша. А где надо, применять отжиг горючих материалов, той же сухой прошлогодней травы. Но только строго по научной, продуманной технологии - ни в коем случае не нужно понимать под этим беспорядочный и бесконтрольный пал травы и находящегося в ней мусора. Он-то как раз и приводит к чудовищным пожарам. Целенаправленное противопожарное выжигание предполагает создание вокруг населенного пункта барьера, который не может преодолеть ни один пожар. Выжигание следует проводить квадратами, обязательно в безветренную погоду, когда рядом стоит пожарная машина и начеку пожарные. Наконец, траву можно просто выкосить. В любом случае сухих зарослей рядом с населенными пунктами быть не должно. Если меры защиты не предпринять, мы так и будем бесконечно бороться со следствием, а не с причиной, выбрасывая в прямом смысле в огонь огромные средства. Ни одного проекта противопожарного устройства в Свердловской области, где произошли страшные пожары, и больше 600 человек лишились жилья, нет.

МЧС совершенно правильно ставит вопрос, предлагая сделать собственника ответственным за ущерб, если пожар начался на его земле. Сегодня не принято приводить в пример США, но там давным-давно действует правило: как только пожарная служба обнаруживает пожар, она его тушит, а потом выставляет счет владельцу участка, на котором он был ликвидирован. Так что, если инициатива МЧС такой механизм предполагает, я двумя руками за. Поверьте, сразу найдутся хозяева заброшенных участков. Ну а в ином случае государству надо их просто забирать.

Подготовила Елена Мационг