Глаза подземелья: как следят за "нервной" системой Москвы
Энергия российской столицы бурлит не только на улицах города, но и под ними. Ведь в глубине земли проложены коммуникации, которые обеспечивают нас теплом, водой, электричеством и связью. За их состоянием и работой круглосуточно следят, в том числе и сотрудники "Москоллектора". Корреспондент РИА Недвижимость отправился в объединенную диспетчерскую службу компании и узнал, как устроена "нервная" система города.
Контроль территорий
Старинное здание в одном из переулков в районе Садового кольца на первый взгляд можно принять за жилое. Однако если обойти его с другой стороны, то можно увидеть табличку "Москоллектора". Здесь на одном из этажей находится объединенная диспетчерская служба или ОДС, в ведении которой – более 800 километров коммуникационных коллекторов столицы. В просторной комнате за компьютерами сидят несколько сотрудников, а на стене установлены экраны с интерактивной картой коллекторов и мониторы.
"Это центр управления, куда стекается вся необходимая информация как напрямую из коллекторов, так и из более чем 150 районных диспетчерских пунктов, которые расположены по всему городу. "Москоллектор" обеспечивает эксплуатацию подземных коллекторов, в которых проложены различные коммуникации: это большое количество силовых кабельных линий, кабелей связи, тепловых и водопроводных сетей. В объединенной диспетчерской службе занимаются постоянным мониторингом состояния коллекторов, в которых расположены эти сети. Наши специалисты круглосуточно координируют деятельность различных подразделений как в процессе эксплуатации, так и в случае возникновения нештатных ситуаций", – рассказывает руководитель объединенной диспетчерской службы Олег Кузьмин.
Работа идет круглосуточно в четыре смены, каждой из которых руководит старший диспетчер. В его непосредственном подчинении не только диспетчеры по эксплуатации слаботочных систем и систем безопасности ОДС, но и дежурно-диспетчерский персонал эксплуатационных подразделений и служб Общества.
Также в смене работает инженер по заявкам, в обязанности которого входит обработка заявок от владельцев коммуникаций на проведение каких-либо работ. В большинстве своем это крупнейшие компании "Россети", ОЭК, МОЭК, Мосводоканал, Ростелеком, МГТС и другие.
"Много организаций подают заявки на работы на своих коммуникациях: они их обходят, осматривают, производят необходимые ремонтные работы. Мы, получая заявку, допускаем сотрудников компании на указанный участок. Ремонтные бригады устраняют разного рода дефекты на проложенных коммуникациях, возникающие в процессе эксплуатации, а также производят ремонтные работы или перекладки участков при необходимости. Мы сотрудничаем с владельцами коммуникаций по повышению надежности работы сетей, поэтому таких случаев становится с каждым годом меньше", – указывает Кузьмин.
По его словам, любая работа в коллекторе не причиняет неудобства жителям города и, подчас, незаметна для них, так как можно оперативно спуститься на участок в случае ЧП или обычного осмотра. При проведении таких работ не надо перегораживать улицу или копать. При этом сотрудники "Москоллектора" проводят совместное обследование коммуникаций вместе с балансодержателями.
Быстрая реакция
Система мониторинга позволяет вести контроль за всеми объектами в режиме онлайн. Например, в случае подтопления на каком-либо участке проходят сигналы сработки датчиков уровня воды, включения насосов и диспетчер анализируя ситуацию, сразу понимает на каком участке и в каком коллекторе произошло ЧП, производит оповещение балансодержателя. И уже его сотрудники быстро приезжают, при необходимости отключают коммуникации и приступают к ремонту.
Все коллекторы оборудованы системами контроля метана и состояния газовоздушной среды. Есть в них и охранно-пожарная сигнализация, которая оповещает диспетчеров о проникновении посторонних лиц или возникновении задымления. Если кто-то несанкционированно проник в коллектор, то на место сразу отправляются сотрудники полиции и спецслужб.
Дополнительную безопасность обеспечивают видеокамеры, которые расположены на особо ответственных участках.
"Они дают более подробную и детальную информацию. Изображения с камер передаются по выделенному каналу в онлайн режиме напрямую на экран диспетчерской. Это позволяет принимать более конкретное решение по направлению сил и средств на место ситуации", – поясняет начальник диспетчерской.
Сотрудники эксплуатационных подразделений также ежедневно производят обход по улицам вдоль трасс прохождения коллекторов, осматривая и оценивая их состояние, а также регулярно производят осмотр коллекторов изнутри.