Владельцы Lamborghini заплатят по-крупному: в России нашли управу на водителей-мажоров
26 июля в сети завирусилось видео, в котором девушка за рулём пони-кара Ford Mustang в Новосибирске не стала останавливаться перед пешеходным переходом, по которому двигались несколько человек с детьми, а на полной скорости объехала их, сделав вираж, и помчалась дальше. По счастливой случайности в этом происшествии никто не пострадал. Но сама героиня, вероятно, случившееся и происшествием не считает – вскоре после этого на своей страничке в запрещенной в России соцсети она выложила фото своего уже разбитого в другом ДТП автомобиля и снимок с суммой штрафов за последнее время.
Юная особа совершила 65 нарушений на сумму 38 250 рублей. Но вряд ли эти штрафы, как и стоимость ремонта, остановят владелицу иномарки стоимостью в несколько миллионов рублей от дальнейших нарушений - в своем посте она больше всего сокрушалась, что во время аварии пролила на себя лимонад. А вот если бы девушке пришлось за каждое нарушение платить не 500-1 000 рублей, а десятки тысяч, она, возможно, и пересмотрела бы свое поведение на дорогах. Как и тысячи других состоятельных владельцев дорогих авто, которые штрафы рассматривают, как незначительную статью расходов где-то после чаевых в гольф-клубе. Именно поэтому вопрос дифференциации размера штрафов в зависимости от стоимости машины, который поднял автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов, давно назрел и должен быть решен на законодательном уровне.
Не наказание, а карманные расходы
Ежегодно заголовки СМИ пестрят случаями громких ДТП, которые совершил то отпрыск богатых родителей, то зазвездившийся от больших гонораров блогер, то знаменитость, решившая сесть за руль в нетрезвом состоянии. Как правило, у всех этих личностей в анамнезе шлейф из десятков, если не сотен штрафов. Например, за автомобилем, на котором в прошлом году попал в крупную аварию на Смоленской площади блогер Эдвард Бил, числилось более 400 штрафов.
А актер Михаил Ефремов, который сейчас отбывает в колонии наказание за смертельное ДТП, совершенное в нетрезвом состоянии, за 2018–2019 годы, согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», получил 29 штрафов на общую сумму 81 тысяча рублей. Всех этих людей мизерные по их меркам штрафы не останавливали от того, чтобы продолжать нарушать правила, что в итоге привело к трагическим последствиям. А ведь основная суть административного штрафа – не столько в наказании, сколько в предотвращении новых нарушений.
Конечно, можно возразить, что в аварии попадают не только владельцы дорогих авто, но и простые смертные, для которых штрафы более ощутимы. И это, безусловно, так. Но статистика неумолима - чем дороже автомобиль, тем больше числится на нем штрафов. Как указывает Давыдов, в среднем на каждый российский автомобиль приходится по три нарушения в год. Но при этом, по данным департамента транспорта Москвы только за три месяца 2021 года в среднем одна Lamborghini собрала 10,7 штрафов, Rolls-Royce – 8,7 штрафов, Bentley и Ferrari по 4,9 и 4,7 штрафов соответственно. Далее идут также недешевые Genesis (4,1), Porsche (3,4), Mercedes-Benz (3,1), а вовсе не «Приоры» и «Калины».
«На это есть две причины. Во-первых, размер штрафов изначально определялся с учетом только минимальных и средних доходов. Во-вторых, он не индексировался, а значит утратил свою значимость из-за инфляции и девальвации. Чтобы наказание несло воспитательную функцию и для людей с высоким уровнем дохода, многие европейские страны устанавливают штрафы с учетом материального положения нарушителя», - пишет Давыдов.
И действительно, многие европейские страны успешно применяют опыт градации штрафов в зависимости от благосостояния нарушителя. В Финляндии, например, они выписываются в показателе, который рассчитывается по специальной формуле из суммы ежемесячного дохода нарушителя. За превышение скорости в городе на 36–38 км/ч минимальный штраф составит 132 евро (около 9 600 рублей), а максимальный, при доходе от 10 тысяч евро в месяц, уже 3 564 евро (около 260 000 рублей).
В Швейцарии, где работает аналогичная привязка штрафов к доходу, в 2010 году был назначен самый большой штраф в мире за нарушение скоростного режима в размере 290 000 долларов (почти 17 000 000 рублей!) за езду со скоростью 137 км/ч на дороге с ограничением 80 км/ч. В России же за превышение скорости в 57 км/ч этот владелец Ferrari Testarossa заплатил бы не более 2 500 рублей.
Большому «кораблю» - большой штраф
«Главный момент в том, что штраф – это не уголовное наказание, - поясняет необходимость такого разделения профессор Московского финансово-юридического университета Александр Бузгалин. - Он, прежде всего, призван стимулировать не совершать какой-то поступок. Если для владельца старой машины, который зарабатывает 30 000 рублей в месяц, штраф в 5 000 рублей - это огромная потеря для семейного бюджета, невозможность купить новый смартфон для себя, туфли для дочери или даже вопрос, на что прожить 4-5 дней, то для человека, получающего миллионы в месяц, это ничто. Он просто не заметит этой суммы.
Если мы хотим добиться соблюдения правил дорожного движения от лиц с высокими доходами, нужно ввести соответствующую модель, которая сделает нарушения ПДД чувствительными и для них. Во-первых, это создаст реальную основу для понимания того, что все действительно равны перед законом. Те, кто позволяет себе больше, должны нести материальную ответственность пропорционально с теми, кто имеет абсолютный минимум.
Во-вторых, это даст возможность несколько приструнить тех, кто постоянно нарушает правила. Поздно вечером и ночью в центре Москвы постоянно встречаются именно водители дорогих автомобилей и мотоциклов, которые не очень вежливо ведут себя за рулем. Поэтому ввести повышенные штрафы для них было бы совершенно правильно».
Загвоздка в том, что в России метод привязки штрафов к уровню официального дохода далеко не всегда будет работать. Достаточно вспомнить, сколько «безработных» или «уборщиц «Газпрома» попадают в ДТП на люксовых авто. Пока теневая экономика остается проблемой, есть гораздо более простой и эффективный метод дифференциации штрафов – по самому авто. В конце концов, даже если нарушитель официально состоит на иждивении, его Lamborghini все скажет за себя.
Дмитрий Давыдов предлагает привязать уровень штрафов к возрасту легковой машины и мощности её двигателя. Базовый размер штрафа будет умножаться на повышающий коэффициент – чем новее авто, тем он выше. Поэтому для владельца 5-летней Kia Sorento превышение скорости на 20-40 км/ч обойдётся, как и раньше, в 500 рублей, а вот обладателю нового авто с мощностью двигателя свыше 600 лошадиных сил, вроде Lamborghini Urus I, придется заплатить 10 000 рублей с учетом максимального коэффициента 20.
Автор проекта «20 идей» указывает, что внедрить такую систему можно быстро и без дополнительных затрат, ведь мощность двигателя и год выпуска обозначены в паспорте транспортного средства и присутствуют в регистрационной базе. Как инспектор дорожной полиции, так и автоматические системы камер, при регистрации правонарушения смогут сразу же рассчитать и назначить соответствующий штраф, поэтому не потребуется никакой интеграции с базами налоговых служб или других органов. Поэтому поддержка инициативы на законодательном уровне со стороны государства очень важна – она могла бы позволить внедрить новую норму в предельно сжатые сроки и разобраться с лихачами на дорогих автомобилях уже сейчас.
Финансовое равенство перед законом
К сожалению, пока что предложение Дмитрия Давыдова остается на бумаге. Инициатива была рассмотрена аппаратом комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Как написала в официальном ответе заместитель руководителя аппарата комитета Кристина Бобылева, «увеличение штрафов для состоятельных лиц (владельцев дорогих автомобилей) в административном законодательстве вызывает сомнение, поскольку нивелирует принцип дифференциации наказания в зависимости от степени общественной опасности, тяжести правонарушения и повторности совершаемого нарушителем деяния». В этой связи отмечается, что предлагаемые изменения «нуждаются в экспертной оценке специалистов и анализе на предмет согласованности с иными законодательными нормами».
Но, как отметил сам Дмитрий Давыдов, противоречия между увеличением штрафов для состоятельных лиц и правоприменительной практикой нет. Фундаментальная роль штрафа, как дисциплинарной меры, в том, чтобы обратить внимание на неправомерность поступка, предупредить его совершение и рецидив. В статье 1.2 КоАП среди задач законодательства об административных правонарушениях перечислены установление общественного порядка и общественной безопасности и предупреждение административных правонарушений. Но сегодня эти задачи не выполняются в отношении соблюдения ПДД состоятельными водителями, так как восприятие размера штрафа в качестве сдерживающего фактора напрямую зависит от материального положения.
С этим согласен депутат Госдумы VI и VII созывов, председатель Агентства по развитию транспорта, безопасности и туризма Александр Старовойтов, который озвучивал похожую идею в 2020 году:
«Я предлагал эту концепцию для того, чтобы мы задумались, что для водителя Ferrari даже 15-20 штрафов в день по 500 рублей не будут иметь такого же значения, как случайный штраф для живущего в регионе владельца машины советского автопрома с зарплатой в 15 000 рублей. Мы прекрасно понимаем, что Россия очень сильно отличается по уровню доходов и имущества граждан.
Можно спорить, к чему лучше привязывать дифференциацию штрафов. Принципиально то, что нужно менять сам подход к этому вопросу. Я считаю, что позиция Совета Федерации в данной ситуации не до конца обоснована и объективна. Да, наш Кодекс административных правонарушений всегда бы таким. Но почему бы нам не изменить логику принятия решений, исходя из нынешних реалий? Логика, на которую ссылается Совфед, возможно, была хороша 20 лет назад, но не в настоящее время.
Привязываясь к стоимости транспортного средства, мы могли бы решить вопрос сдерживающего фактора, который является основной задачей мер, изложенных в КоАП. Штраф в 500-5 000 рублей не будет сдерживающим фактором для водителя Ferrari, в то время как для водителя «Лады» это уже может быть существенным изъятием из семейного бюджета».
Оптимизм внушает то, что в ответе Совфеда говорится о дальнейшем изучении вопроса. Как говорится, вода камень точит. Если тема продолжит оставаться на слуху, можно надеяться, что инициатива выйдет в законодательную плоскость и будет оформлена в виде закона и поправок к КоАП. Законодательная поддержка идеи о дифференциации штрафов для дорогих авто со стороны государства необходима для того, чтобы улучшить ситуацию на дорогах, снизить число аварий и случаев опасного вождения со стороны водителей дорогих авто, которые сегодня чувствуют полную безнаказанность за рулем, что зачастую приводит к трагическим последствиям.