По "Медному Кольцу" на Бегемоте. И о том, что красота - везде

Глаза глядели в сторону морозной Вятки (Киров) и Углича, где живут родители. Ну и друзей навестить в соседних городах - Кострома, Советск, Калязин, Рыбинск. Часть этих городов входит в "Золотое Кольцо России", ну а часть не входит. Так что назову наше кольцо "Медным", медь тоже красивый и даже еще более полезный металл. На такой медный круг получилось 3,5 тысячи километров по русским меркам, где бывает, что Навигатор при включении сообщает: "Двигайтесь прямо. Одну. Тысячу. Километров", это рядом с домом.

По "Медному Кольцу" на Бегемоте. И о том, что красота - везде
© Российская Газета

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Первым пунктом после Москвы еще затемно (а выехали мы рано, с учетом короткого светового дня) была улица Кошкина в Переславле-Залесском. Памятник танку "Т-34", а фактически конструктору Михаилу Ильичу Кошкину, установлен на трассе М-8 рядом с указателем поворота на его родное село Брынчаги в Ярославской области. Уважаю этого инженера, без гениальной машины которого - Т-34, легко модернизируемого в производстве и эффективного в бою, в той войне моторов нам не удалось бы "переломить хребет" врагу, и весь мир сейчас был бы совсем другим. Как часто бывало в нашей истории, конструктор пожертвовал жизнью ради своей машины - стараясь доказать членам правительства ее уникальные возможности, проехал в танке от Харькова до Москвы в трудных условиях бездорожья и снежных заносов, простудился и умер. Был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище. Могила не сохранилась. Есть версия, что она была целенаправленно уничтожена немецкими бомбардировками, поскольку Гитлер считал даже умершего конструктора "своим личным врагом". Не случайно именно Т-34 всегда возглавляет колонну техники Парада Победы. А на улице Кошкина стоит скромная мемориальная доска.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Далее Кострома и Снегурочка. Памятник Снегурочке в этом городе стоит давно, но нынче к нему добавили еще другую конструкцию - красиво светящуюся фигуру девушки в кокошнике. Но это в темноте. А днем это, конечно, просто "каркас человека с глазами" И вот дневной вид произвел на пользователей Сети большое впечатление:

- Дети пугаются! - было одним из комментариев. Городским службам пришлось добавить к каркасу с лампами еще и дневное лицо в виде дощечки с рисунком. Хорошая круглосуточная Снегурочка в итоге получилась!

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Далее нас ждала длинная дорога до Вятки через снег, темноту и восход Луны в лобовом стекле. Красиво. Увы, недавно, в прошлом-позапрошлом году восхитительно отремонтированная (по федеральной программе "Безопасные и качественные дороги") дорога теперь стала хуже - на ней появились ямы. Возможно, отчасти из-за них мы видели несколько и столкновений, и ушедших в кювет автомобилей, как легковых так и грузовых. Два троса, лебедка, топор и лопата, как обычно, были у нас на борту, но в этот раз никого из кювета вытягивать не пришлось - везде аварийный участок был оперативно огорожен оранжевыми конусами и присутствовала ДПС, на УАЗ Патриотах кстати. А вот дорожники в бывшем городе Нововятск (теперь район Кирова) проявили праздничную фантазию - памятник дорожному катку при въезде в свой автопарк они украсили подсветкой и Дедом Морозом за рулем - "Новый Год к нам мчится" смотрелся очень весело! В Вятке морозно - минус 29, остывший к утру дизельный Бегемот завелся с трудом, недовольно пуская клубы сизого дыма. Пришлось поставить его от жилья подальше и дать команду заводиться самостоятельно по мере замерзания. Судя по ночным дымкам, так делают многие автовладельцы в это время года.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Папа с гордостью продемонстрировал мне свой очередной самодельный снегоход оригинальной "трехлыжной" конструкции. Бывшему конструктору серьезного завода и на пенсии не сидится без дела, и он опробовал в металле схему движения по глубокому снегу на гусеничном ходу: специальная широкая передняя лыжа не только рулит, но и уплотняет снег точно по ширине идущей за ней гусеницы, облегчая ход и не прокладывая лишней колеи. Боковые лыжи тоже присутствуют, но, подобно боковым поплавкам лодок жителей тропических островов, вступают в действие только при наклонах, не тормозя прямого хода машины. Подтверждаю, идет "тропическо-снежный трактор" по вятской целине хорошо, ездить на нем одно удовольствие!

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Гостим у родных, там печка и коты. Многое по приезде в провинцию осмысливается иначе. В Москве, например, меня начала тревожить мысль о дрейфе жизни от собственности к подписке - автомобиль в каршеринге, квартира в аренде, музыка/фильмы по подписке. Своего у нынешнего молодого человека выходит, что и нет ничего, даже пластинки любимой рок-группы в руках не подержать. А ну как идти врага воевать будет надо? Он защищать пойдет чего? Родные тарифы?

Но тут у печки с котами эти мысли кажутся совсем странными…

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Папа рассказывает про свои зимние забавы детства, про катание с горки. Сложно поверить, но горки в 50-е годы не ограничивались местной администрацией по высоте и пологости спуска. Детей в деревне было много, и в плане безопасности старшие следили за младшими, показывая предел риска на личном примере. Тогдашние горки для катания (деревня Чежеги, теперь там пригород и садовые участки) устраивали крутыми, младшие катались на ледянках - широких досках со сточенной как лыжа передней частью и намороженной скользящей поверхностью снизу (кстати не так просто изготовить такой предмет, тут в процессе намораживания многослойного льда и физику сред изучишь и элементы сопромата). А старшие катались на конных санях, (розвальни, на таких боярыня Морозова в картине Сурикова двоеперстие воздевает). Сани эти без всякого коня большая компания молодых людей, парней и девушек, с хохотом закатывала на горку и потом все вместе катилась вниз. Причем внизу бывало устраивали снежный вал, в который сани передними округлыми полозьями утыкались и переворачивались вперед. На задкИ полозьев перед таким спуском становились самые удалые парни, их "катапульта" саней выбрасывала далеко вперед, в широкую целину рыхлого снега.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Провинция тех недавних времен точно не была "концом", а была всему началом. Хочется верить, что и сейчас это так.

В Кирове посещаем музей Космонавтики имени дважды Героя Советского Союза кировчанина Виктора Петровича Савиных. Бывшее деревянное здание (кстати в нем с 1873 по 1878 гг. проживала семья великого ученого, основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского, а затем Юрия Владимировича Тухаринова - генерал-полковника, который внёс вклад в строительство советских военно-космических объектов в Средней Азии, но больше известен как "Секретный командарм", который руководил вводом советских войск в Афганистан) недавно расширили до многоэтажного, из стекла и бетона, теперь там и "Летающая тарелка", и "Черная дыра", и виртуальный экскурсовод. Тут можно совершить виртуальную прогулку по МКС. Мама взвешивается на "космических весах", удивляясь, как мало она бы весила на Марсе и как много на Юпитере, а папа рассматривает поближе тормозной парашют спускаемой капсулы Союза.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

В музей кстати не пускают без QR-кода, так что перед посещением заехали в местный МФЦ и получили распечатки, это заняло минут 15. Еще смотрим местную Гуманитарную гимназию, на ее фасаде занятный барельеф - летом 1926 года молодые художники Юрий Васнецов и Евгений Чарушин (оба потом стали известными советскими иллюстраторами детских книг) взялись за подработку - делать большой барельеф на главном фасаде Дворца труда в Вятке.

Там должны быть изображены обобщенные рабочий и крестьянин, "освобожденный труд" то есть. Мощные фигуры с гордой осанкой. Крестьянин держит в руке серп, рабочий опирается на молот. Размер - "в две натуры". Чувствуется влияние кубизма. Моделями выступили сами художники. Крестьянин - Васнецов, рабочий - Чарушин. А занятности монументальному произведению добавляет то, что Васнецов был сыном кафедрального священника, а Чарушин - сыном губернского архитектора. То есть роль землепашца тут сыграл попович, а роль пролетария - дворянин.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Гуляем по Нововятскому дендропарку - тут еще в 60-е высадили коллекцию растений, которые прижились в вятской глубинке. Довольно редкие виды растений привезены из Северной Америки, Европы, Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии, Японии и Кавказа. Группу еловых при этом высадили геоглифом в виде цифры "50" - к тогдашнему юбилею, до сих пор вид этой гигантской цифры впечатляет пилотов коптеров и, наверно, виден даже из космоса.

Встречаем на улице папиного знакомого - в таких встречах вся прелесть малых городов. Он тоже знает нас и с радостью делится новостями: только что вернулся с гонки аэроглиссеров, радиоуправляемых моделей, в которых он, как руководитель местного детского кружка, вместе со своими подопечными регулярно участвует. Приглашает в гости, лязгнув металлической дверью мастерской, и демонстрирует модель аэроглиссера в действии прямо на пустынной в это вечернее время городской улице: машинка размером с обувную коробку, шелестя электромотором и воздушным винтом, резво скользит плоским брюхом по снегу, повинуясь радиокомандам пульта в руках пилота. Замечательное техническое творчество и фамилия у руководителя выдающаяся - Лидер.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Дальше едем в Советск, где друг обещал мне устроить прогулку на снегоступах. Очень мне хотелось узнать, как ведет себя в наших снегах заграничное приспособление для покорения глубоких снегов, которое я видал только в фильмах про отважных горных спасателей. Не понравилось. То же самое, что на наших лыжах, только не скользит по снегу, а все время шагать надо.

К слову, лыжная прогулка в провинции чрезвычайно легкодоступна - на лыжах типа "Охотник" (прекрасные варианты с облегченной сердцевиной, снабженные противоскользящей пластиковой "чешуей" и надежными петлями из транспортерной ленты здесь продают за 3500 рублей) можно прямо из магазина вставлять в петли валенки или их современную замену - морозовлагоустойчивые сапоги из ЭВА - и идти гулять в лес без всякой лыжни, наедине с природой. А беговые лыжи можно, например, взять в прокат - 100 р/час, и нарезанная местными любителями спорта лыжня есть возле каждого города.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Едем в Углич, по пути попадаем в снежный буран такой силы, что родственники, наблюдая непроницаемые взгляду вихри снега в окна своих городских квартир, звонят нам, уговаривая ночевать там, где стоим. Мы и вправду в какой-то момент останавливаемся, просто не видя дороги. Но буран стихает, а мы потихоньку доезжаем, с урчанием преодолевая снежные барханы.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Углич полон красот - множество храмов и музеев, от картинных галерей до музея водки (десяток объектов можно обойти за день), набережная, действующая ГЭС, виды Волги, кинотеатр и кафе-рестораны. Идущий мимо меня бородатый мужик крестится то ли на храм, то ли на заснеженный УАЗик, из которого, кажется, сейчас вылезет водила с золотым зубом и, достав из бардачка китайский калькулятор, начнет отскребать лобовуху от наледи, приговаривая: "Никуда в наш век без электроники…".

Углич еще и восхитительно прост - его горожане даже елку в этом году ни натуральную, ни искусственную не ставили, а просто нарядили игрушками одну из и так давно растущих в центре елей.

Если интересуетесь историей нашей страны, производством и дизайном - сходите в музей местного часового завода "Чайка" (были такие у нас часы, названные в честь космического полета Валентины Терешковой) - музейная экспозиция достойна во всех смыслах самого пристального внимания!

Фото: Сергей Михеев/ РГ

А я иду к историческим руинам, к цилиндрической формы зданию, когда-то стоявшего на страже продовольственной безопасности советской страны. Тут начали разрабатывать и выращивать закваски - то, что "живет" в кефирах, сметанах и йогуртах, а после того, как мы их съели, продолжает жизнь и в нас. Это важно для здоровья всей нации. И здание до сих пор красивое, будто инопланетное. Теперь вся эта важная работа перенесена в соседние здания - здешняя "Биофабрика" делает концентраты для различных видов сыров, творога, масла, сметаны, кисломолочных напитков, в том числе пробиотических с бифидобактериями. Интересно было бы поговорить со специалистами предприятия о важности ферментированных продуктов для рациона и о культуре заквасок.

А рядом на здании учебного заведения - еще советская мозаика во всю стену с рабочими, рвущими цепи тогдашнего угнетения. Теперешние ученики наверно думают, что это сцена из фильма про зомби-апокалипсис.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

К музею Мифов и Суеверий, плетеный забор которого украшен рогатым черепом, кто-то подъехал на черном внедорожнике устрашающего вида, дополнил композицию.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

На вывеске магазина ночью гаснут две буквы, превращая его в Суп-маркет. Сразу захотелось супу.

Утром видим на противоположном берегу Волги живописную церковь. Кажется, ее раньше мы не видели. Сверяемся с картой, едем по дороге в Мышкин, после с. Алтыново поворот направо на Воскресенское и Шубино, далее 7 км. Церковь. Действует. Год постройки 1779. Аромат дровяной печи и доброжелательная служительница встречают нас (больше никого нет) в не жарко, но натопленном храме. Рассказывает, что несколько лет назад тут "была яма и разруха, ужас…", а теперь тщанием батюшки и прихожан все приведено в порядок и благоустройство продолжается, уже работает и эффективное отопление на современном котле, а скоро благоустроят и просторное помещение на втором этаже, куда уже можно подняться по широкой, в две дороги, как в сказочном русском тереме, деревянной лестнице.

Едем в Калязин - поглядеть на символ непотопляемой веры православной - колокольню посреди водной глади. С нее недавно сняли реставрационные леса и добавили металлическую "карту города" на берегу.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Из гастрономических открытий - кашинские пряники, которые продают тут же на лотках. Навроде тульских, но вкуснее! Едем в Рыбинск, по пути - Музей дыр и заплат. Эх, закрыт… Видать что-то прохудилось…

Нас рискованно обгоняет красивый кроссовер с крупной эмблемой известной немецкой марки, его водитель, видимо, торопится. Через несколько минут видим и его, и встретившийся ему внедорожник, в разных кюветах по сторонам дороги. Видимо, спешка успехом не увенчалась. Повреждения обеих машин существенные, но салоны не деформированы и жертв нет.

За деревьями снова мелькает купол церкви, сворачиваю в село Охотино (на двери первой же избы граффити "Охотино - сила"), тут очень красиво и снежно. Из жителей встречаем только лохматого барбоса, настолько самодостаточного, что не решаюсь даже отломить ему угощения от своего дорожного бутерброда, мне кажется, он бы обиделся. Из цивилизации - Почта России сияет вывеской. Просто съезжаю с дороги в сторону Волги - сосновый лес и берег реки, впереди - бескрайняя даль и морозный туман. Взлет коптера до ста метров высоты птичьего полета открывает песенную перспективу "из далека долго течет река Волга". Течет где-то там, подо льдом и снегом.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Кстати, для жителей городов, привыкших ездить по асфальту, напомню тактику езды по снегу и другим сыпучим и слабонесущим грунтам - внатяг, не допуская проворота колес без перемещения автомобиля, поскольку любая самая маленькая вырытая колесом ямка провоцирует дальнейшее его закапывание, очень быстро превращая приятный заезд в лес в неприятный поход из леса за трактором.

Рыбинск мне интересен своими делами, например, с удовольствием познакомился бы с производством Русской Механики, делающей тут снегоходы и другую мототехнику, но никак не соберусь. Так что осматриваю местные достопримечательности попроще - ведь первым делом самолеты? Тут правда, один самолет, но очень эффектно на высоком постаменте стоящий в центре города, памятник. Подхожу, а там дети шалят и с высоты постамента кричат в небеса:

Фото: Сергей Михеев/ РГ

"Дедушка Мороз!!! - Где наши подарки!!??" Самолет этот в Рыбинске не случайно: здешний Сатурн уже давно делает двигатели для авиации. Из новейшего - для самолетов "Суперджет". И именно сотрудники авиационного завода в 1980-х годах предложили установить в Рыбинске самолет-памятник. Поставили Ту-104А, легендарную машину. К слову, такой же самолет можно увидеть в Москве при подъезде к аэропорту Внуково, но там так близко подойти не получится.

А судно на подводных крыльях "Ракета", установленное в парке поселка Переборы, стоит здесь с середины 1990-х годов. В свое время она "летала" по волжской линии "Калинин (Тверь) - Калязин". Кстати, неплохо бы возродить подобный маршрут, и в этих города, и по пути есть что посмотреть!

Деревня Переборы, давшая название микрорайону с этим кораблем-ракетой, существует и сейчас. Находится она в составе Рыбинска напротив монумента "Мать-Волга" и является самостоятельной адресной единицей - в ней находятся… 4 дома. А сам микрорайон, ранее рабочий поселок, имеет впечатляющую историю и упомянут в книге Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Также в посёлке в 1938 году был снят один из фрагментов фильма "Великий гражданин", где хорошо виден труд строителей Рыбинского гидроузла.

Есть в Рыбинске, конечно, и традиционные точки культуры навроде храмов и музеев, но их вы найдете и без меня. Кстати, советую, там удивительный, единственный в России музей фортепиано Алексея Ставицкого - на набережной, с видами из окон на Волгу. В нем не только показывают уникальные инструменты, но и дают восхитительные своей камерностью концерты, поскольку на музейных инструментах приезжают играть профессионалы со всей страны!

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Возвращаемся на прощальный провинциальный ужин в угличский ресторан. Тут уютно и много блюд из местных продуктов, которые выделены в меню отдельно, что означает самую первую свежесть и соответствующий вкус. Замечательно! Наблюдаем восхитительный закат вечера морозного дня и возвращаемся в Москву, желая вам дорогие читатели любить свою Родину (ведь любить - это всегда лучше, чем не любить) и видеть красоту, которая везде, поскольку красота - в Ваших глазах!