«Столь суровые сроки обусловлены количеством жертв»: фигурантам дела о пожаре в «Зимней вишне» огласили приговор
Обновлено в 13:52
Суд вынес приговор по делу о пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове. С момента трагедии, которая унесла жизни 60 человек, в том числе 37 детей, прошло более 3,5 года. Суд признал виновными восемь человек. Самый большой срок, 14 лет колонии, получила экс-гендиректор «Зимней вишни» Юлия Богданова. Еще два бывших руководителя ТЦ Надежда Судденок и Георгий Соболев приговорены к 13,5 года и 11 годам соответственно.
Их защита уже заявила, что оспорит вердикты. Вот чем аргументирует свою позицию адвокат Судденок Андрей Пропостин:
Андрей Пропостин адвокат «Я оцениваю приговор таким образом, что здесь закон служил способом мести тем людям, которые работали в этом ТРЦ, по-другому обосновать такие огромные сроки наказания, в том числе моей подзащитной, не могу. На мой взгляд, это недопустимо удваивать ответственность, когда вменяют в вину подсудимым два состава преступления, которые вместе быть не могут. Говорят о том, что оказывали услуги, не отвечающие требованиям безопасности, которые выразились в нарушениях правил пожарной безопасности. И вменяют еще нарушения требований пожарной безопасности, отсюда и такие огромные сроки. Плюс ко всему говорит о том, что здесь есть организованная группа, только на факте того, что эти люди вместе работали в одном торговом центре, это тоже невозможно. Будем подавать апелляционные жалобы. Я надеялся на то, что суд и сторона обвинения поймут, что из себя представляла в этом ТРЦ Надежда Васильевна. Журналисты с первых дней почему-то называли ее управляющей торгово-развлекательным центром, но ведь это не так, она была директором двух фирм, которые арендовали помещение в ТРЦ. Ее действия сводились к тому, что она управляла персоналом этих двух организаций, не персоналом всего ТРЦ, она к нему вообще не имела никакого отношения».
Руководство ТЦ признали виновным в нарушении требований пожарной безопасности и смерти двух и более лиц по неосторожности.
В числе осужденных есть пожарные, которые отвечали за тушение и проявили халатность, лица, которые отвечали за проверку пожарной сигнализации, и охранник комплекса. Охранника Сергея Антюшина приговорили к восьми годам тюрьмы за смерть двух или более лиц по неосторожности. Его адвокат Анастасия Коледенко сказала Business FM, что не согласна с решением суда:
— Он не признавал вину, у нас была позиция оправдать его.
— Обжаловать будете?
— Предварительно пока что собираемся, но окончательное решение мы примем после окончательного провозглашения всего приговора, потому что на настоящий момент он оглашен не в полной мере, соответственно, сроки для обжалования приговора у нас еще не идут, но я думаю, что мы будем обжаловать приговор.
— В каком смысле он оглашен не в полной мере?
— Не были оглашены многие вопросы, в том числе по искам, кому из потерпевших сколько будет взыскано, и по вещественным доказательствам.
В свою очередь адвокат родителей погибших в «Зимней вишне» детей Ирина Фаст считает приговоры обоснованными:
Ирина Фаст адвокат «Приговор предсказуемый, все сроки не вызвали удивления со стороны как потерпевших, так и их адвокатов. Изначально потерпевшие были нацелены на максимальное наказание для обвиняемых, потому что там было огромное количество нарушений, в результате этих нарушений произошла такая трагедия. Здесь прямая причинно-следственная связь между теми преступлениями, которые были совершены, и немыслимой гибели такого количества детей и взрослых. Поэтому изначально они были настроены на максимальные сроки для обвиняемых, и в результате суд и следственные органы именно к этому и пришли».
Защита руководителей «Зимней вишни» уже заявила, что обжалует приговоры. Названные сроки оценивает адвокат, руководитель московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев:
— Я считаю, что приговор довольно суровый, особенно женщинам. Иногда за умышленное убийство дают меньше. Тут в преступлении звучит «неосторожность», то есть смерти произошли по неосторожности. Мне кажется, столь суровые сроки обусловлены количеством жертв и тем, что приковано внимание средств массовой информации.
— По неосторожности — это обычно какая вилка?
— Бывают и условным заканчивается, если жертв не так много, и лишения свободы, конечно, тоже бывают на пять-шесть лет, но такие сроки слышу впервые. Вполне возможно, что в дальнейшем в вышестоящих инстанциях, может быть, будет снижен срок наказания, такое тоже бывает. В любом случае это колонии общего режима, и преступление по неосторожности, поэтому могут быть впоследствии и условно-досрочные освобождения, и перевод в колонию-поселение и так далее.
— Есть шансы оспорить?
— Мне кажется, оспаривать в плане виновности — вряд ли хорошие шансы, а в плане назначения наказания снижаться-то есть куда точно.
Пожар в ТРЦ произошел во время школьных каникул, этим объясняется большое количество погибших и пострадавших детей. Очаг возгорания находился на верхнем этаже здания, где располагались кинотеатры и детские игровые зоны. Система оповещения о пожаре не сработала, и те, кто был в кинозалах, до последнего не знали о случившемся. Сообщалось, что некоторые залы были заперты и люди не могли выбраться, а те, кто вышел, из-за дыма уже ничего не видели. При этом были закрыты аварийные выходы из самого ТЦ.
Как оценивают приговоры семьи погибших и местные жители, рассказывает обозреватель «Российской газеты» Кемерова Юлия Потапова:
— Есть люди, которые говорят, что никогда в жизни не пойдут в Парк Ангелов, который разбит на месте сгоревшего торгового центра, потому что очень тяжело. Причем это люди, не только потерявшие своих детей, своих близких, но и просто жители Кемерова. Я уже не говорю о потерпевших. Сегодня некоторые родители погибших детей буквально повторили, что они продолжают жить в аду, и любое наказание не будет адекватным тому, что случилось. Многие считают случившееся трагедией, и люди должны быть наказаны. Хотя были случаи, когда говорили, что среди обвиняемых есть на самом деле неплохие люди, чисто по-человечески жалко, что они попали в эту ситуацию.
— Что-то известно сейчас о владельце?
— Как говорят некоторые пострадавшие, еще не все люди, которых следовало бы привлечь за эту трагедию к ответственности, находятся под следствием. Как известно, был экстрадирован из Польши Вячеслав Вишневский, он был руководителем Кемеровского кондитерского комбината на момент его строительства. По Богдановой в судах рассматриваются еще три дела в отношении руководителей Росстройнадзора, которые причастны к выдаче разрешения на реконструкцию, там же рассматривается дело в отношении бывших руководителей главного управления МЧС, и вот дело в отношении Вишневского.
СМИ ранее называли основным владельцем «Зимней вишни» миллиардера Дениса Штенгелова. Ему принадлежит холдинг «КДВ Групп», куда входил комплекс. Бизнесмен проживает в Австралии и в деле о пожаре не фигурирует.