Российские древности: Свято-Троицкий монастырь Тюмени
О завоевании Тюмени, появлении в ней первого монастыря, его непростой судьбе и строительстве самых древних построек современной Тюмени – в новом выпуске «Российских древностей».Само слово «Тюмень» известно в источниках с начала XV века. Архангелогородский летописец под 1406 годом упоминает, что Женибек (Шадибек-хан, не путать с Джанибеком) убил Тохтамыша «в Сибирской земли близ Тюмени, а сам седе на Орде». Полутора веками позже знаменитый Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии» пишет о том, что «...вблизи находится царство Тюмень, государь которого татарин и на их языке называется тюменским царем, т.е. rex in Tumen, и он не так давно причинил большой ущерб московскому князю...». То есть в те века Тюменью называли целое государство, которое то входило в состав Золотой Орды, то было самостоятельным, а после стало частью Сибирского ханства.То же, что стало потом городом Тюмень и было столицей этого образования, располагалось на месте нынешнего города и носило название Чинги-Тура (Цимке-тора, Жанги-Тура). Сейчас это место на высоком мысу на впадении реки Тюменки в Туру – район Царево Городище на территории современного города (и, к сожалению, с его археологическим изучением и сохранностью культурного слоя Чинги-Туры есть большие проблемы).Россия пришла сюда в 1586 году. «Лета 7093 посланы воеводы с Москвы Василие Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день, еже Чимги слых…», – сообщает нам летописец. Так появился Тюменский острог – неподалеку от Чинги-Туры, взятой казаками штурмом за пять лет до этого.Монастырь же в Тюмени появился ровно через три десятка лет после поставления города, и берет он свое начало из Казани. В 1616 году в острог перебрался инок Нифонт из основанного всего за три года Раифского «в честь Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных» скита (ошибочно пишут – монастыря, но ныне крупнейший в Казанской епархии монастырь на берегу Сумского озера основали только в 1661 году). Поначалу в будущей обители не было даже храма – первый деревянный Преображенский храм был поставлен в монастыре в 1622 году. Сохранилось имя мастера – Корнелий Хорев. В том же году Михаил Федорович жаловал монастырю ругу – некий постоянный доход.Тем не менее, первое столетие жизни монастыря не задалось. В июле 1705 года в большом пожаре выгорел весь город, «выжил» только острог и каменная Благовещенская церковь 1700 года (ее уничтожили в 1930-х). И неизвестно, как бы все сложилось, если бы не выходец из Малороссии.ФилофейРафаил Богуславович Лещинский родился в Кролевце, отучился в бурсе, а затем – в Киево-Могилянской академии. По выпуску ему нужно было выбрать – либо жениться и стать «белым» священником, либо уйти в монахи. Он выбрал первое – и стал приходским батюшкой, но ненадолго. Прошло несколько лет, жена Рафаила умерла, и он постригся в монахи Киево-Печерской лавры под именем Филофей. Там он дослужился до эконома, затем стал наместником Брянско-Свенского монастыря, а на рубеже столетий обратил на себя внимание молодого Петра I и в 1702 году в Великом Новгороде (тогда – просто в Новгороде) был посвящен в митрополита Тобольского и Сибирского – и отправлен в Тобольск.ФилофейПишут, что еще до пожара Филофей по пути в Тобольск, увидел «обитель Преображения Господня опустошенную и приходящую в падеж падения». Деревянные кельи сильно обветшали, забор покосился, Преображенская церковь полуразрушена.Фото Алексея Паевского«Однако вид на Заречье отсюда открывался великолепный с обрывистого берега Туры», – пишет сайт Тобольской Епархии. Видимо, тогда и появилась мысль о постройке монастыря заново. Причем – с новым посвящением, Троице. А тут – не было бы счастья, да несчастье помогло. Пожар – и Филофей пользуется расположением Петра для того, чтобы нарушить знаменитый запрет на каменное строительство по России (весь камень шел в Санкт-Петербург). 14 декабря 1706 года в Тобольск отправилась царская грамота с разрешением «на Тюмени в Спасовом монастыре построить церковь каменную». Еще одним указом, от 12 июня 1709 года Петр повелел отпустить из Тобольской казны на строительство церкви тысячу рублей, кроме листового железа на крышу. Первый каменный храм монастыря (и ныне – древнейшее подлинное здание Тюмени) возводился в 1709-1715 годах, при этом последние четыре года – под непосредственным присмотром Филофея, который по болезни оставил митрополию, принял схиму и жил в монастыре. Судя по всему, строительство начинал тобольский мастер Матвей Максимов, но завершал приглашенный Филофеем специалист из Украины – больно уж тяготеет храм, и особенно его завершение, к классическому «украинскому барокко».Фото Алексея ПаевскогоФото Алексея ПаевскогоФото Алексея ПаевскогоФото Алексея ПаевскогоФото Алексея ПаевскогоВторой сохранившийся храм, построенный по воле Филофея, но уже после его смерти (1726-1755) – храм Петра и Павла, который тоже имеет конкретные аналогии в украинской архитектуре конца XVII – начала XVIII веков (Георгиевский собор Выдубического монастыря или Всехсвятская церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры). Крестовый план очень характерен именно для подобных построек. Интересно, что именно храм Петра и Павла выбрал в качестве «модели» для фото знаменитый Прокудин Горский.Фото Алексея ПаевскогоПодписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram, Facebook и Twitter.