В Казани пытаются узаконить самовольную постройку мечети "Зайнулла" в Царицыно
Арбитражный суд Татарстана рассматривает иск прихода мечети "Зайнулла" к исполкому Казани. Религиозная организация просит признать права собственности на самовольную постройку мусульманского храма в Царицыно (Советский район).
Мечеть начали возводить в сентябре 2010 года. Первые камни в ее основание заложили на тот момент первый заместитель, а через год уже муфтий Татарстана Илдус хазрат Файзов, а также его будущий зам Валиулла Якупов — оба через несколько лет стали жертвами теракта, но Файзов пережил покушение. На церемонии закладки мечети он рассказывал о духовной роли Зайнуллы Расулева — знаменитого мусульманского просветителя, чьи именем назвали храм. Тогда же обсуждали планы построить рядом и медресе. Участок под культовый комплекс выделил из собственной земли местный житель Фарит Зихангиров. Первая в Царицыно мечеть стала долгожданным подарком для местных мусульман.
Первые шаги для того, чтобы превратить самострой в законное сооружение, приход мечети предпринял в начале этого лета, обратившись в арбитраж. К делу привлекли представителей Росреестра, Комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия, Управления архитектуры и градостроительства и Управления градостроительных разрешений. На одном из недавних июльских заседаний истец уточнил инвентаризационный номер и площадь строения, а также ходатайствовал о привлечении третьим лицом ДУМ РТ. Суд просьбу удовлетворил и назначил рассмотрение дела на сентябрь.
Культовые самострои
Судя по картотеке арбитража, случай не уникальный. Арбитражный суд РТ завален исками религиозных организаций с просьбой признать права собственности на многие самовольно построенные культовые сооружения.
Например, приход мечети "Ислам" в Дербышках также пытается легализовать свое двухэтажное здание и пристрой. Двухзальный храм с минаретом на крыше спроектировал архитектор Р.Н. Билялов, но само строение возвели без разрешительной документации в 1996 году на пожертвования мусульманской общины. Изучив материалы дела, суд назначил экспертизу, чтобы определить насколько спорный объект соответствует градостроительным, санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям противопожарной безопасности, а также проверить "создает ли объект угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает ли права и охраняемые законом интересы других лиц". До окончания экспертизы производство по делу приостановили.
Аналогичная ситуация еще по нескольким культовым сооружениям. Причем речь не только о мусульманских, но и православных храмах.
Можно вспомнить, как Казанская епархия судилась с исполкомом, пытаясь узаконить воссозданное на пожертвования Казанское подворье Раифского Богородицкого мужского монастыря в центре города. Судебные тяжбы заняли несколько лет, как уже рассказывало "Реальное время". Здание монастыря возводили без разрешения на строительство. Поэтому возникли проблемы и с разрешением на ввод в эксплуатацию, хотя попытки получить его предпринимались духовенством неоднократно в 2011—2015 гг. Тогда ныне покойный митрополит Феофан содействовал в поиске экспертных организаций, которые должны были проверить, соответствует ли здание строительным нормам.
"Многие культовые сооружения возводились таким образом"
В данный момент в картотеке АС РТ можно насчитать еще несколько подобных дел, где религиозные организации пытаются придать храмам Казани правовой статус.
— Я приветствую это по нескольким причинам, — прокомментировал "Реальному времени" позитивную тенденцию руководитель компании "Татюринформ" Марат Камалов, — Дело в том, что многие культовые сооружения действительно возводились таким образом. У строивших их людей, зачастую не было ни физической возможности сделать проект, согласовать его, ни образования соответствующего, чтобы строить по тем требованиям, которые предъявляются к промышленным зданиям — люди в религиозных общинах очень далеки от этого. Ну просто не могли предусмотреть ни стабильность финансирования, ни позволить себе инженеров и других специалистов.
Речь в основном о небольших малоэтажных культовых зданиях, которые строили в городе в 90-е или начале нулевых. Некоторые объекты возводили на месте утраченных, в так называемых намоленных местах на площадках сгоревших или разрушенных храмов. Строительство часто затягивалось на долгие годы, а то и десятки лет — в зависимости от наличия денег, а поступление пожертвований нельзя спрогнозировать.
— Эти храмы построили, в них проходят службы и обряды. Казалось бы, все хорошо, но они не могут ни воду подвести, ни электричество, поскольку — это самострои. Возникают десятки вопросов, которые связаны с эксплуатацией и учетом этих зданий. Поэтому тот факт, что сейчас приходы массово подают иски, чтобы узаконить постройки мечетей и церквей — это хорошо, я приветствую. Надеюсь, исполком Казани не возражает, потому что он сам должен быть заинтересован в том, чтобы навести в этой сфере порядок.