Войти в почту

На земле, в воде и воздухе: как проходят учения спасателей

Летом у столичных спасателей жаркая пора: они эвакуируют заблудившихся грибников из леса и незадачливых купальщиков из прудов и рек. Так, в поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» в этом году поступило уже семь тысяч заявок.

На земле, в воде и воздухе: как проходят учения спасателей
© Mos.ru

Как проходят учения, в которых участвуют сотрудники авиационного центра, пожарно-спасательного и добровольческого поисково-спасательного отрядов, поисково-спасательной службы на водных объектах, а также что такое пневматическая подушка и космическое одеяло — в материале mos.ru.

По коням!

В деревне Зыбино разбит штаб, вокруг брезентовые шатры. Спасатели, экипированные, несмотря на теплую погоду, в толстые штаны, куртки и резиновые сапоги, собирают землянику («с чаем вкусно») и устраиваются на траве, чтобы перекусить. «У вас 15 минут!» — кричит кто-то из командиров. Участники учения наскоро проглатывают кашу и разбегаются по передвижным спасательным постам (ПСП), гигантским, как танки, белым грузовикам. Внутри — стол с телефоном и факсом, скамейки и кузов для хранения оборудования (кабина боевого расчета).

 

Когда в службу 112 поступает вызов от пострадавшего или очевидцев, составляется карточка, в которой прописывают детали: где произошел несчастный случай, есть ли травмы, насколько они серьезны. Далее заявку передают сразу в несколько ведомств: полицию, скорую медицинскую помощь, «ЛизаАлерт», спасателям разных подразделений. Все они сотрудничают друг с другом. Поэтому и учения у них совместные.

В этот раз учения проходят в нескольких природных точках. Спасателям предстоит оперативно среагировать на вызовы от заблудившихся в лесу, тонущих в болоте и пруду, выехать на место происшествия и оказать помощь. Пострадавшие ненастоящие, но в остальном все должно выглядеть натурально.

«Геройство обязательно присутствует»: как живет 215-й пожарно-спасательный отряд

Воздушный десант

На первой точке, над полем, поросшим кустарником, завис красный вертолет Ка-32. По легенде, дачник пошел в лес за земляникой, по пути споткнулся, упал где-то в кустах и высокой траве и не может встать.

Из вертолета выбрасывают трос. По нему по очереди спускаются четыре спасателя с носилками. После этого вертолет улетает. Спасатели бегут в кусты и вскоре возвращаются оттуда с пострадавшим. Тем временем на более ровный участок поля садится белый санитарный вертолет. Человека заносят внутрь.

 

Если санитарный вертолет вылетел на задание ночью или в сильный туман, спасатели-разведчики встречают его сигнальным огнем, похожим на дымящийся факел.

«Сигнальный огонь называется фальшфейер. Это трубка со специальной горючей смесью, которая не гаснет даже в воде. Благодаря фальшфейеру пилот не только видит точку, но и может сориентироваться по дыму, в каком направлении дует ветер, чтобы нормально посадить вертолет», — объясняет начальник службы применения пожарно-спасательных сил Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Александр Дергачев.

Деревья не помеха

Участники учения выстраиваются на опушке леса. Один из спасателей общается по мобильному телефону с Аней. Девушка потерялась в лесу и позвонила на номер 112. «Я упала и повредила ногу. Не могу подняться…» — плачет она в трубку. На самом деле все пострадавшие сегодня — статисты, актеры. Их задача — натурально изобразить попавших в беду.

Спасатель предлагает позвать Аню с помощью рупора, ведь если девушка услышит, значит, она где-то недалеко. Далее бригада углубится в лес и там позовет пострадавшую уже без громкоговорителя.

Аню обнаруживают лежащей в яме. Она ходила за земляникой и оказалась здесь из-за грозы. Девушке накладывают на ногу шину, затем ее аккуратно перекладывают на носилки.

Пора на следующий вызов. «У нас в городе набирают популярность экстремальные виды спорта. Один парашютист не справился с управлением, попал в воздушный поток, и его отбросило к лесу. В результате он повис на дереве. Находится без сознания. Вызов поступил от аэроклуба, где парашютист занимался», — посвящает в очередную легенду Андрей Иванов.

Парень безжизненно висит на суке. Спасатель берет что-то вроде рогатки и выстреливает проволокой. Та цепляется за ветки березы. Второй участник учения перехватывает конец проволоки, тянет к себе и привязывает к этому концу прочную веревку.

«Это наше ноу-хау — рогатка биг шот, которая может запускать линь (тонкий трос) до 40 метров вверх. Толстую веревку не перебросишь сразу через ветви — застрянет. А линь пройдет. Затем мы привязали к нему веревку и начинаем перетягивать через дерево», — говорит Андрей Иванов.

Спасатель взбирается по веревке на дерево, обвязывает парашютиста ремнем, пристегивает к своему поясу, затем открепляет от него парашют и спускается вместе с ним по веревке. Возле дерева уже ждет квадроцикл.

В это время ревет сирена. Несчастный случай: мужчину придавило стволом упавшего дерева. Позвонили очевидцы. На месте происшествия спасатели накрывают пострадавшего куском золотистой «фольги».

«Это космическое одеяло, термопленка, которая обязательно есть в арсенале спасателей. Поскольку человек долго пролежал на земле, он мог переохладиться», — объясняет Александр Шляпин.

Вытащить пострадавшего можно двумя способами. Первый вариант — с помощью гидравлического инструмента наподобие мешка, который закладывают под дерево и наполняют жидкостью. Благодаря этому ствол поднимается. Второй вариант —пневматическая подушка, которую наполняют воздухом из насоса.

«Три-четыре! Подняли!» — мужчину несут к лодке, чтобы переправить на другой берег. Там уже наготове скорая.

Как вызвать экстренные службыПравильно одеться и беречь природу: о чем нужно помнить, собираясь в поход

Всегда на плаву

На поверхности болота виднеется голова мужчины. Он вытянул руку и кричит. «Поступил вызов от пострадавшего: он провалился в болото. После этого связь пропала», — вводит в курс дела Александр Шляпин.

Чтобы вытащить мужчину, спасатели используют плавающую доску: кусок прочного пластика с ручками. Один ложится на доску, другой ее толкает с берега, и так удается осторожно подобраться к тонущему. Затем пострадавшего затаскивают на доску, а спасатель, оставшийся на берегу, тянет ее специальным тросом-удочкой. Мужчину укладывают на носилки животом вниз, чтобы из дыхательных путей вышла вода.

В это время трое купальщиков начинают тонуть посреди пруда. Они катались на водных скутерах, но погода резко испортилась, и ребята перевернулись. Для спасения утопающих предусмотрены два варианта. Если несчастье произошло в труднодоступном месте, над водоемом зависает вертолет, а спасатель поднимает пострадавших на борт с помощью троса. В этот раз к пруду можно подъехать на ПСП, чтобы выгрузить надувные мотолодки и гидроцикл.

«Если к тонущим есть возможность подплыть близко, используем спасательный круг, его кидают из надувной лодки с расстояния 16 метров. Если расстояние 25–30 метров, пригодится спасательный конец Александрова — веревка с двумя буйками. Затем подъезжает гидроцикл с плотом, на него затаскивают пострадавшего и буксируют к берегу», — рассказывает Павел Воробьев, начальник отдела поисково-спасательных и водолазных работ Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах.

Как не пропасть в лесу

Учения подходят к концу. Напоследок координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Александр Редькин дает рекомендации тем, кто любит проводить время на природе. Например, отправляясь гулять, нужно сообщать родным и друзьям, куда вы идете. При себе нужно иметь заряженный телефон и внешний аккумулятор. Пригодятся свисток, бутылка воды, спички или зажигалка. В лес лучше ходить в яркой одежде, желательно со светоотражающими элементами. В чрезвычайной ситуации позвонить по номеру 112, сообщить свое местоположение и после этого никуда не уходить.

По словам спасателей, вызовы сейчас поступают практически ежедневно. Кстати, на вызовы реагирует и проект «Активный гражданин». С 2014 года он вместе с «ЛизаАлерт» ищет пропавших людей: ориентировки на них регулярно публикуются в разделе «Голосования». Те люди, кто живет или работает в зоне поиска пропавшего человека, получают информацию о нем.

«Тем не менее благодаря отличной подготовке сотрудников за 10 лет количество несчастных случаев уменьшилось в четыре раза, пожаров — в два раза. Москва сейчас — один из самых безопасных мегаполисов мира. Лучшие технологии в умелых руках», — резюмирует Андрей Иванов.