Войти в почту

Скорая в Северном, или Кто и как спасает жизни

В 2020 году в России появился новый профессиональный праздник — День работника скорой медицинской помощи. Он отмечается 28 апреля. До этого праздник имел неофициальный статус. О том, как работает и чем живет одна из столичный подстанций, — в репортаже mos.ru.

Скорая в Северном, или Кто и как спасает жизни
© Mos.ru

На вызов

Район Северный, подстанция № 59 Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова. «150-я бригада!» — разносится по территории из динамиков.

Не проходит и минуты, как две девушки в синих куртках и брюках садятся в машину скорой. Одна из них — фельдшер Олеся Манько. По первому образованию она менеджер-экономист в туристическом бизнесе.

«В скорую я пришла осознанно. Когда родился ребенок, у меня произошло какое-то переосмысление, захотелось что-то изменить в жизни, быть полезной семье и людям. Вся семья моего мужа и он сам — медицинские работники. Я окончила медицинское училище и уже четыре года работаю фельдшером», — рассказывает Олеся.

Девушка считает, что это ее призвание. Она планирует пойти в медицинский вуз и стать врачом. «Каждое утро мы приходим, надеваем форму и принимаем смену. Это означает проверить оснащение машины: все укладки, препараты должны быть на месте, аппаратура должна быть исправна и заряжена», — поясняет фельдшер.

Особое внимание уделяется оранжевому чемоданчику — пожалуй, его видел каждый, кто когда-либо вызывал скорую. Весит такой чемодан около 10 килограммов.

«В чемоданчик входят противоаллергические, кровоостанавливающие, лекарства для кишечно-желудочного тракта, различные физрастворы. Часто приходится использовать препараты, которые снижают артериальное давление. Психотропные и наркотические лекарства на особом учете, они используются только при определенных случаях», — делится профессиональными секретами Олеся Манько.

В машине скорой помощи обязательно должны быть перевязочные жгуты — их используют при травмах (входят в травматологический набор), противоожоговые салфетки и бинты (входят в противоожоговый комплект), шприцы, стерильные салфетки и многое другое.

«В машине скорой есть дыхательная аппаратура — аппарат искусственной вентиляции легких, наркозный аппарат. Также имеются несколько баллонов с кислородом, электрокардиограф, дефибриллятор, прикроватный реанимационный монитор, который позволяет следить за такими показателями пациента, как артериальное давление, сердечный ритм. Кроме того, есть небулайзер для проведения ингаляции, шприцевой дозатор, пульсоксиметр — он контролирует уровень насыщения крови кислородом, что особенно важно у больных коронавирусной инфекцией», — рассказывает заведующий подстанцией № 59, врач скорой медицинской помощи Евгений Данилов.

Особое внимание стоит уделить современной реанимационной системе, которую можно применять при транспортировке пациента. Это устройство автоматически делает больному искусственный массаж сердца. Также на некоторых машинах есть аппарат УЗИ.

Кроме травматологического и противоожогового комплектов, в машине всегда должен присутствовать акушерский набор, реанимационный комплект, средства индивидуальной защиты. При необходимости медики могут использовать спинальный щит для переноски больных с травмами, каталку, кресло-каталку.

Из диспетчерской

Все вызовы москвичей по номерам 103 и 112 изначально поступают в централизованную диспетчерскую города. Оттуда их передают в диспетчерскую конкретной подстанции — в зависимости от района. Бывает, что вызовы получают бригады подстанций, расположенных в соседних районах, но которые в данный момент находятся ближе к месту обращения. Основная задача — максимально быстро приехать к больному.

«Если бригада находится на подстанции, то мы объявляем номер, ответственный подходит к нам, берет распечатанную карту вызова, идет в машину и вместе со своими коллегами уезжает. Если же бригада уже в городе и свободна, то они принимают вызов, который поступает им на специальный планшет. Там уже указаны повод, время и другая важная информация. С помощью планшета мы можем связаться с бригадой, а они с нами», — рассказывает Светлана Клюева, фельдшер по приему и передаче вызовов.

В скорой помощи она работает уже 37 лет. Сначала была выездным фельдшером, потом перешла в диспетчерскую. Светлана Эдуардовна признается, что столько лет помогать людям у нее получается только благодаря любви к своей работе.

«Мы приходим за полчаса до начала смены, чтобы узнать, какова оперативная обстановка, все ли бригады на линии, все ли сотрудники вышли на работу», — объясняет она.

В диспетчерской у каждого сотрудника телефон и два монитора: на одном отображается карта вызова, где находятся все бригады и сколько по времени, а на другом — карта с геолокацией всех машин подстанции. Фельдшер со стажем уверена, что работать в диспетчерской может только профессионал, причем обязательно с медицинским образованием.

«У нас разные виды бригад существуют. И очень важно правильно понять, на какой вызов какую нужно отправить. От этого может зависеть человеческая жизнь», — поясняет Светлана Клюева.

По словам Олеси Манько, для нее самые тяжелые вызовы связаны с детьми: «Неважно, какого возраста и что произошло. Имея своего ребенка, всегда чувствуешь повышенную ответственность. И стараешься провести все необходимые мероприятия предельно быстро и качественно».

Очень сложно после тяжелых вызовов прийти в себя, вернуться домой и жить обычной жизнь, признается фельдшер. «Изначально я каждый вызов пропускала через себя, было непросто. Но потом начала работать над собой и поняла, что работу нужно оставлять вне дома. Сейчас я стараюсь это делать. Стараюсь дома переключаться. В этом мне помогает моя дочь. Вместе мы ходим на плавание, изучаем иностранные языки, гуляем в парке», — говорит Олеся.

Более 100 вызовов в сутки

Небольшое двухэтажное здание подстанции № 59 построили совсем недавно, в 2018 году. В гараже «прописаны» 12 машин скорой помощи, а также резервный автомобиль — его используют, если основная машина ломается или отправляется на техническое обслуживание. За сутки бригады этой подстанции выезжают на 120–150 вызовов.

«У нас на подстанции есть три вида бригад. Общепрофильная врачебная бригада — в ней работают врач и фельдшер, общепрофильная фельдшерская бригада с двумя фельдшерами, а также бригада для перевозки больных с одним фельдшером», — говорит Евгений Данилов.

В здании подстанции все организовано так, чтобы персоналу было комфортно работать и отдыхать. На первом этаже расположен гараж, неподалеку диспетчерская. Там же находится комната двухдневного запаса медикаментов. Именно здесь сотрудники скорой могут пополнить запасы оранжевого чемоданчика, когда аптека и старший фельдшер не работают.

«На подстанции есть комната для амбулаторного обращения граждан. Часто люди из соседних домов приходят и просят оказать помощь. Там есть все необходимое оборудование, и она рассчитана в том числе на людей с ограниченными возможностями», — добавляет Евгений Данилов.

На втором этаже находятся комнаты отдыха и психологической разгрузки с телевизором, книгами и комфортными креслами. Неподалеку есть столовая, в которой бригады могут поесть во время перерыва. Есть помещение и для резервного оборудования, в случае если основные приборы выйдут из строя.

Также на втором этаже располагаются кабинеты заведующего и старшего врача, конференц-зал, методический кабинет с манекенами. Там проходят занятия по отработке сердечно-легочной реанимации, практика с молодыми специалистами и не только.

Главная ценность — коллектив

Заведующий подстанцией рассказывает, что за последние годы столичная скорая изменилась в лучшую сторону: было обновлено оборудование, например аппараты ИВЛ, дефибрилляторы.

«Наши медики стали больше знать о больном, к которому едут. Если у него есть полис обязательного медицинского страхования и он зарегистрирован в Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС), то в планшете отображается его медицинская карта. Сопоставив всю информацию о пациенте из системы с поводом для вызова, врач или фельдшер уже могут понимать, к чему им готовиться», — говорит Евгений Данилов.

На подстанции работают 85 человек, из них 10 врачей, 50 фельдшеров, 10 сотрудников диспетчерской и 15 человек административного и обслуживающего персонала. По словам Евгения Данилова, именно люди, их стойкость и сила духа позволили подстанции полноценно работать в период пандемии.

«Мне кажется, московская скорая была готова к такому. У нас есть четкая выстроенная структура работы, которая позволила достойно пройти этот период. Хотя ситуация стабилизировалась, мы до сих пор уделяем особое внимание больным ОРВИ, пневмонией. Медики не расслабляются», — делится мнением заведующий подстанцией.

Новые технологии и непрерывное образование: Николай Плавунов — о работе скорой помощиАнгелы-спасатели: как сотрудники Московского авиационного центра выручают из беды Москва против COVID-19. Каким был 2020 год для здравоохранения столицы