«Нары на восемь человек»: где в Москве укрыться в случае ЧС
В Москве есть несколько тысяч защитных сооружений, которые при чрезвычайной ситуации могут укрыть горожан от радиации, поражающих факторов ядерного взрыва или опасностей войны. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывал в одном из убежищ на западе столицы и узнал, чем оно живет в мирное время, как его найти и что с собой брать в случае ЧС.
Что там?
Сразу и не поймешь, что въезд на подземную парковку в районе дома 87 по улице Удальцова ведет в одно из крупных защитных сооружений на западе Москвы. В глаза бросаются самые обычные ворота и припаркованные возле них автомобили. Только потом на себя обращают внимание небольшая табличка с надписью «Вход в убежище» и массивные с затворами и различными обозначениями ворота, скрытые за первыми.
Сразу после ворот — обычная стоянка примерно на 50 автомобилей. Здесь даже припаркована газонокосилка и велосипед.
— Это зал для укрываемых, — рассказывает начальник производственного участка № 2 ГУП СППМ Лариса Степанова. — Здесь в случае чрезвычайной ситуации в течение двух суток могут быть размещены 2700 человек. Общая площадь защитного сооружения порядка двух тысяч «квадратов».
В случае ЧС в течение 12 часов объект готовится к приему граждан. За это время стоянка полностью освобождается от автомобилей и другой техники, которая здесь есть. Одновременно с этим убежище проветривают, завозят воду и топливо. Со склада доставляют двухъярусные нары. Вообще, на одного человека в защитном сооружении приходится полквадратных метра.
— Одни нары рассчитаны на восемь человек. Шесть человек сидят внизу спинами друг к другу, а двое на верхнем ярусе отдыхают, — говорит Степанова.
Что взять с собой?
К укрытию от последствий чрезвычайной ситуации готовиться должно не только убежище, но и люди. Именно поэтому в защитное сооружение надо приходить с «тревожным чемоданчиком». В нем должно быть самое необходимое — документы, лекарства, которые человек принимает постоянно, средства личной гигиены, взять стоит и ватно-марлевую повязку. Кроме того, с собой надо взять и запас еды на двое суток. Завозить в защитное сооружение ее не будут.
— Продукты питания не должны быть слишком ароматными. Помещение небольшое, будет душно, лишние запахи не нужны, — говорит Степанова.
Взять с собой не получится ни зажигалку, ни сигареты. Так как использовать огонь и курить в убежище запрещается. Не получится привести с собой и домашнего питомца, даже самого маленького. Их придется оставить снаружи.
— Это связано с возможными аллергиками, с тем, что непонятно, как животное поведет себя в замкнутом пространстве с большим количеством людей, — поясняет Степанова.
Сердце и легкие
По периметру стоянки — множество дверей, обычных и герметичных. За ними скрываются важнейшие помещения для обеспечения работы объекта в период ЧС. Одним из таких является пункт связи. Именно здесь в непростое время идет обмен информацией с внешним миром и по телефону, и радиосвязи, а также хранится документация. Самые важные решения тоже принимаются здесь.
Следующая дверь скрывает за собой хранилище воды с огромными резервуарами — питьевой и технической. В сутки можно рассчитывать на получение только двух литров воды на человека. При этом тару для воды нужно принести с собой.
За еще одной дверью находится медицинский кабинет: здесь есть раковина, кушетка и рабочее место для медицинского персонала. В случае чрезвычайной ситуации в защитном сооружении будут находиться медсестра и фельдшер скорой помощи с участка по улице Удальцова.
Нахождение психолога в убежище не предусматривается. Поддерживать москвичей в сложной ситуации будут самые инициативные и уравновешенные горожане, оказавшиеся тут, а также штаб сотрудников. Предполагается, что москвичи также будут помогать в организации порядка в помещении: следить за конфликтными людьми, контролировать раздачу воды, организовывать отдых.
Куда бежать?
Если случится чрезвычайная ситуация, то будет включено звуковое оповещение населения. Жителям сообщат, куда идти не только звуком, но выставят указатели, по которым можно добраться до убежища.
— Наше защитное сооружение захватывает население близлежащих домов. От него до другого сооружения — несколько сотен метров. Укроются все. Кстати, за воротами никого не оставим, чуть-чуть больше 2700 человек можем взять, — добавляет Степанова.
Как рассказывает главный специалист столичного департамента по делам ГО и ЧС Вадим Шепелев, в столице несколько тысяч защитных сооружений. Самые большие могут принять порядка десяти тысяч человек, а самые маленькие — около 200. Поэтому, по его словам, в различных средствах коллективной защиты укрыться в случае ЧП смогут все москвичи.
В России существуют укрытия и защитные сооружения различных классов. Их задачи — защитить население от радиации, химических веществ, от поражающих факторов ядерного взрыва, от опасностей военных действий.
— Это и метро, и простые укрытия под домами, и сооружения под торговыми центрами, — рассказывает директор ГУП СППМ Геннадий Скачков.
Шепелев добавляет, что в Москве сегодня нет объектов и производств, которые в случае аварии могут выбросить на город радиацию.
— При аварии на таких опасных объектах радиация не выходит за пределы самого объекта. Для этого проводятся разные мероприятия, устанавливается новое оборудование, системы защиты, уменьшение хранения ядерных веществ, например, — говорит он.
«Сердце» и «легкие»
В защитном сооружении на Удальцова есть четыре самых главных помещения, которые называют «сердцем» и «легкими». Это два помещения с дизельной станцией и два помещения с вентиляционными установками. От работы этих помещений, а также от запасов воды, зависит срок — как долго в сооружении смогут укрываться люди. Средний расчет именно 48 часов, но это может быть и более долгое время, пока не закончатся ресурсы.
— В случае если защитное сооружение не может работать на электричестве города, то включается дизельгенератор, — говорит Степанова.
Еще две двери скрывают за собой мужские и женские уборные с унитазами и на случай, если запасы воды уменьшаются или повреждены коммуникации, с туалетами «военного времени». Душевых, конечно, нет. Зеркал тоже.
Кроме этого, в убежище, кроме главного входа, есть и два дополнительных тамбур-шлюза. Они предназначены для того, чтобы разведчики могли выходить на улицу. Эти выходы также представляют собой двойные герметичные двери. Находясь между ними, специалист «проветривается» от химии и радиации, которую мог «поймать» при выходе на улицу. Еще одна важная функция дополнительных выходов — эвакуация укрываемых: если выйти через основной выход не получается, например, из-за завала.
— В защитном сооружении есть самые необходимые помещения и оборудование на определенный период времени, чтобы человек мог переждать период, выдержать паузу, — говорит Скачков.
Читайте также: Массовое поражение: как вакцинация помогает в борьбе с эпидемией