Начальник пожарно-спасательной части № 29 в Балашихе Евгений Бакулин рассказал о своей службе в гарнизоне
Спасатель и пожарный — не просто одна из самых сложных профессий. Это образ жизни людей, постоянно готовых к риску. Потушить пожар, не дать ему распространиться, предотвратить чрезвычайную ситуацию, прийти на помощь и спасти чью-то жизнь — главное назначение этой службы, которая каждый день требует отважных и решительных действий. В преддверии Дня спасателя начальник ПСЧ № 29 Балашихинского пожарно-спасательного гарнизона, подполковник внутренней службы Евгений Бакулин рассказал «Большой Балашихе» о своей службе. В НАЧАЛЕ ПУТИ Евгений Бакулин живёт и работает в Балашихе с 2002 года. В противопожарной службе он уже 27 лет. Именно тогда, в 1993 году, 17-летний Женя раз и навсегда выбрал для себя эту сложную профессию, связанную с риском для жизни. «О том, кем я хочу стать в будущем, я серьёзно задумался в старших классах. Мысли крутились вокруг одного — я мечтал быть военным и носить погоны. Однажды отец принёс газету, где рассказывалось об Ивановском пожарно-техническом училище МВД, сейчас это Ивановская пожарно-спасательная академия МЧС России. Поскольку я тоже родом из Иваново, собрал документы и после одиннадцатого класса отнёс их в училище», — рассказывает Евгений Бакулин. Три года, а именно столько длится учёба, Евгений активно занимался физподготовкой, изучал военное дело, пожарную технику, газодымозащитную службу, теорию и тактику тушения пожаров, спасательных действий при ЧС, ездил на стрельбища, досконально освоил боевое оружие — автомат Калашникова и пистолет Макарова. «Мне особенно нравилось, когда мы в качестве стажёров заступали на дежурство в учебную пожарную часть училища и в составе боевого расчёта выезжали на пожары. Тогда я понял, что выбрал свою жизненную дорогу правильно, и позже, спустя годы, ещё больше убедился в этом», — добавил спасатель. МОСКОВИЯ В 1996 году, после окончания училища, Евгений Бакулин получил звание лейтенанта внутренней службы и по распределению управления пожарной охраны МВД России был назначен в Мытищинский отряд государственной противопожарной службы. Он обслуживал три города: Мытищи, Лобню и Долгопрудный, — в каждом было по четыре пожарные части. Сначала Бакулин служил старшим инженером в отделе организации службы и подготовки личного состава, затем стал начальником караула 17 ПЧ, а позже — заместителем начальника 15 ПЧ. Ему не раз самому приходилось выезжать на пожары повышенной сложности. «В зоне нашей ответственности находился один из самых частых источников пожаров — Мытищинская ярмарка, возгорания и сейчас там не редкость. По третьему рангу сложности ликвидировали пожары на торговых складских комплексах и в кинотеатре “Фэст”, второй ранг был присвоен пожару в девятиэтажном общежитии в Долгопрудном. Тушили его в 30-градусный мороз, я тогда воспаление лёгких получил…» — вспоминает Бакулин. БАЛАШИХА В 2002 году Евгений Бакулин был назначен начальником ПСЧ № 29 Балашихинского отряда ГПС, тогда штатная численность части была 72 человека, сейчас в его подчинении 57 сотрудников, из них 7 гражданские. «За последние восемь лет мы два раза получали новые машины. В 2012 году это была АЦ-40 на шасси КамАЗ с ёмкостью для воды две тысячи литров, а в конце 2020 года — АЦ-60 на базе “Урала” на шесть тысяч литров. Оба автомобиля рассчитаны на перевозку шести человек боевого расчёта», — уточнил Бакулин. ИЗ ИСТОРИИ ЧАСТИ На базе балашихинской ПЧ-29 в конце 1960-х годов был создан опорный пункт пенного тушения Московской области. Здесь в боевом расчёте были экспериментальные машины, которые разрабатывались на базе Всесоюзного НИИ пожарной охраны (ныне ВНИИПО) в Балашихе. Опытную пожарную автоцистерну АЦ-60 на шасси ЗИЛ-135ЛМ выпустили на заводе «Пожмашина» в Прилуках (Черниговская область). При массе 20 тонн автоцистерна вмещала 4 тысячи литров воды и 500 литров пенообразователя. Она была оборудована 20-метровой выдвижной телескопической мачтой для подачи воды и пены и имела телеустановку для визуального наблюдения за тушением пожара. Другой автомобиль, кроме штатной ёмкости, мог перевозить дополнительно ещё прицеп-цистерну с пенообразователем. Две уникальные спецмашины, которые так и не вошли в серийное производство, были переданы с завода в Балашиху в НИИ для доработки и испытаний, а затем — в опорный пункт ПЧ-29. Единственное цветное фото этой спецмашины попало в альбом «Советская пожарная охрана» (Внешторгиздат, 1985 год). После 1988 года в пожарную часть поступили аэродромные автомобили на шасси МАЗ-543, а позже МАЗ-7310. Для простоты эти машины называли «ураганами». Было у них ещё одно название — «копун», но оно не прижилось. Три таких образца долгое время были на службе Балашихинского гарнизона. Позже одну машину порезали на металлолом, а оставшиеся две отреставрировали. Они, как и другие интересные экземпляры пожарной техники прежних лет, хранятся в музее в подмосковной Черноголовке. НАСТОЯЩАЯ КОМАНДА В ПСЧ № 29 служат настоящие профессионалы своего дела. Надёжность, решительность, смелость, ответственность, выдержка, внимательность — главные качества многих сотрудников МЧС. Огнеборцы, как сейчас говорят, не «пиарятся», у них не принято говорить о собственных заслугах и спасённых жизнях. В большинстве своём это очень скромные люди. Евгений Бакулин с гордостью называет тех, с кем вот уже 18 лет служит плечом к плечу. «В основном в части местные ребята, средний возраст — около 30–35 лет. Из года в год они доказывают, что на них можно положиться. Настоящая команда!» — говорит Евгений Бакулин. Более 20 лет в пожарной охране служит начальник караула, майор внутренней службы Роман Дойников, командир отделения старший прапорщик Александр Авраменко, мастер газодымозащитной службы старший прапорщик Андрей Заведеев, водитель старший прапорщик Сергей Куриленко и многие другие. ФАКТОР ОПРАВДАННОГО РИСКА Начальник пожарно-спасательной части отвечает за людей и технику. Если выдаётся спокойный день, всегда есть работа с отчётами, сводками, статистикой — от этого никуда не деться. В части на боевом посту постоянно присутствуют дежурный караул и смена спасателей, поэтому в выходные дни Евгений Бакулин присутствует на разводе и на любой сложный пожар выезжает вместе с экипажем. Он должен оценить обстановку, расставить людей, принять единственное верное решение. «Нас часто спрашивают, страшно ли идти в огонь? В какой-то степени страх, конечно же, есть, но у профессионалов он имеет иное значение. Мы чаще боимся не успеть спасти чью-то жизнь. Это помогает собраться, сконцентрировать внимание на самом важном. Случайным людям в нашей профессии делать нечего. Я не помню случая, чтобы кто-то из наших ребят отказался ехать на вызов или заходить в горящее здание. Но фактор оправданного риска должен присутствовать всегда», — делится Евгений Бакулин. Подразделение регулярно привлекается к выполнению боевых задач на территории Московской области и Москвы. Например, в 2004 году огнеборцы ПСЧ № 29 выезжали на тушение пожара по третьему рангу на хлопкопрядильную фабрику в Люберцах, в 2019 году участвовали в ликвидации пожара на Северной ТЭЦ на Осташковском шоссе, где общая площадь возгорания составила около полутора тысяч квадратных метров. ВЗАИМОВЫРУЧКА В экипаже, как правило, шесть человек, они могут заменять друг друга. Есть отряд, который вызывают на ДТП, когда есть разлив топлива. Бывает, спасатели помогают скорой при эвакуации пострадавшего или когда надо спустить человека с высокого этажа. При поступлении вызова по линии ЧС на сборы экипажа отводится всего минута. По дороге к месту пожара выясняют подробности, чтобы к концу маршрута иметь план действий. В условиях нулевой видимости пожарные общаются знаками, по мимике и жестам понимают друг друга с полуслова. Особые профессиональные правила помогают им работать вслепую, спасать пострадавших, товарищей и себя. Сотрудники МЧС практически всё делают на автомате: нашли пострадавших, вывели или вынесли их на безопасное расстояние, оказали первую помощь, передали врачам скорой и бегом дальше тушить возгорание. «В месте пожара вредная для дыхания среда. В небольшом помещении температура до 300 ֯С может вырасти за 7–10 минут. При пожаре надо передвигаться низко, практически по-пластунски, потому что внизу воздуха больше и температура всегда ниже. Нельзя даже в панике открывать окна. Когда в помещение врывается большое количество кислорода, это приводит к быстрому распространению огня», — эти простые советы профессионалов могут спасти чью-то жизнь. ЧУЖОЙ БЕДЫ НЕ БЫВАЕТ Сотрудники МЧС тяжело переживают, когда не удаётся спасти чью-то жизнь. Самая страшная потеря — дети. «В моей жизни было три таких случая, когда из-за беспечности родителей погибли дети, самому маленькому из них было не больше года. Один случай был на Парковой улице в Балашихе, а два — в Железнодорожном. Привыкнуть к таким потерям и забыть их нельзя…» — отмечает Евгений Бакулин. В 2005 году спасателям пришлось тушить железнодорожные цистерны с горючим на Объездном шоссе, на пожаре были обнаружены двое погибших и четыре пострадавших, их отправили в больницу. Тогда благодаря чётким и слаженным действиям сотрудников пожар был потушен, предотвращена экологическая катастрофа. Многие балашихинцы помнят, как горел дом на шоссе Энтузиастов, 5. Тогда удалось избежать жертв, хотя само здание, к сожалению, было уничтожено огнём. «Дома 30–40-х годов постройки с пустотными деревянными перекрытиями тушить сложно. Огонь уходит внутрь перегородок, и ты до конца не представляешь, где он может вырваться наружу. Изнутри бороться с огнём нельзя, это опасно, так как обрушение перекрытий происходит мгновенно», — объясняет Бакулин. На ликвидации крупных пожаров в зависимости от ранга сложности работают 8–14 отделений, может быть и больше. При серьёзных ЧП на помощь выезжают те подразделения, которые оказываются ближе всех. В 2007 году подполковник Евгений Бакулин участвовал в тушении пожара по третьему рангу в общежитии 345-го механического завода и БЛМЗ, где было эвакуировано более 100 человек, в 2019 году выезжал на пожар на территории складских помещений предприятия по производству синтетических смол на Звёздной, 7, в 2020-м тушил пожар по второму рангу в усадьбе Пехра-Яковлевское. ЛЕТО-2010 Все помнят лесные пожары лета 2010 года. Из-за аномальной жары тогда казалось, что горит всё кругом. В дыму и смоге тонули Москва и практически всё Подмосковье. Не лучше ситуация складывалась в Нижегородской, Рязанской и Воронежской областях. Главной задачей для всех пожарных расчётов Балашихи было не допустить распространения лесных пожаров к населённым пунктам. Все силы гарнизона были брошены на борьбу с лесными пожарами. «Мы тушили возгорания круглосуточно. Отдыхали по очереди только ночью, по четыре часа. Наиболее опасные участки были недалеко от деревни Пуршево, квартала Новский, в районе озера Юшино, в микрорайоне ВНИИПО. Чтобы огонь не пошёл дальше по траве и кустам тракторами проводили опашку территории. Самое опасное — это верховой пожар, когда сильный ветер гонит пламя по верхушкам деревьев, захватывая всё большие территории и отрезая путь тем, кто остался внутри огненного участка», — рассказывает Евгений Бакулин. Тогда благодаря чёткой работе пожарных и спасателей в Балашихе смогли не допустить ни гибели людей, ни их имущества. Люди выстояли и победили огненную стихию. ПОСЛЕ РАБОТЫ Большинство сотрудников ПСЧ № 29, которые в ежедневной жизни выполняют опасную работу и противостоят огню, увлекаются спортом, ходят в тренажёрный зал и достойно выглядят на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту и мини-футболу. Спасатели занимают призовые места и завоёвывают кубки. Всех их каждый день с нетерпением ждут дома, в семье уже привыкли к их непростой службе, но, провожая своих мужей и отцов на работу, жёны и дети больше всего хотят встретить их дома живыми и невредимыми. Валентина Чубенко