Войти в почту

Как снизить риски и повысить безопасность в зимний период

Международный день по снижению риска бедствий (англ. International Day for Disaster Reduction) ежегодно отмечается 13 октября. В этот день ООН призывает людей «делиться накопленными знаниями в области снижения опасности бедствий». Не останемся в стороне и мы. «АН–Волга» выяснила у специалистов, какие угрозы техногенного и природного происхождения наиболее типичны для нашего региона и как себя вести, чтобы риск не превратился в реальную опасность.   Когда земля уходит из-под ног В Нижегородской области такие явления, как оползни и карстовые провалы, стали рутиной еще в Средневековье (есть версия, что легенда о граде Китеже – отражение реальной истории населенного пункта, поглощенного разломом, на месте которого образовалось озеро). Когда в 1930-е годы на месте станции Растяпино начали строить современный Дзержинск, гидрогеологи, в том числе маститый ученый Александр Иванчин-Писарев, резко возражали против выбранного для возведения жилых домов и сооружений промзоны места: «Для жилищного строительства следует избрать более благополучное в строительном отношении место, каковым по всем указаниям является правый берег (Оки. – «АН–Волга»)». Был поставлен вопрос о «целесообразности переноса площадки будущего города на другой берег Оки или внесения ее в иной район, не подверженный действию карста». Но близость железной дороги и сжатые сроки внесли свои коррективы: Дзержинск возник там, где он стоит и поныне, постоянно страдая от воздействия карстовых провалов. Самый серьезный произошел 15 июля 1992 года, когда в 5:20 под землю почти полностью ушел цех № 19 завода «Химмаш». – К счастью, карстовые воронки образуются не мгновенно, а постепенно, увеличивая свой диаметр в среднем в течение получаса или часа, – объясняет кандидат геолого-минералогических наук Лев Мирзоев. – Поэтому чаще всего люди успевают покинуть разрушающиеся сооружения. Самый свежий пример карстового провала относится к этому году. 20 апреля земля провалилась между селами Саблуково Арзамасского района и Майское Вадского района. Ямища, в которую мог бы поместиться девятиэтажный дом, образовалась в лесу, поэтому и пострадавших не было. Вообще 2020-й оказался богатым на подобные явления: два провала случились в марте в селе Березники Гагинского района, жертв и разрушений, правда, тоже не случилось. Можно ли бороться с подземной стихией, или изучение царства Гефеста недоступно современной науке? – Развитие карстовых процессов, их активизация в результате антропогенного воздействия, безусловно, осложняют инженерно-геологические условия, – рассказывает кандидат геолого-минералогических наук Наталья Лаврова. – Промышленное, гражданское и гидротехническое строительство, сооружение дорог, линий электропередачи, нефтепроводов на закарстованных территориях невозможно без точной оценки состояния геологической среды. Для своевременного предупреждения возможных отрицательных последствий необходимо знание закономерностей развития, особенностей распространения карстовых явлений. – Да, качественно проведенные инженерные изыскания снижают риск, – соглашается Лев Мирзоев. – Но застройщики зачастую экономят на экспертизе, начинают проектировать и возводить дома повышенной этажности в карстоопасных зонах, в том же Дзержинске, без геолого-гидрологической разведки. Что касается провалов на незаселенных территориях, то от них избавиться никак не получится: никто не будет вкладывать средства в исследование фермерского поля или леса. Просто нужно помнить, что значительная часть регионов Приволжского федерального округа – Нижегородская область, республики Мордовия и Марий Эл, Пермский край – подвержена карстовым явлениям. Кроме того, провалы, как правило, случаются с марта по ноябрь. Зимой, когда верхний слой почвы промерзает, земля из-под ног не уходит.   Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… Избавляя нижегородцев от провалов и оползней, наступающая зима несет с собой другие угрозы – сезонные. Это и низкие температуры, и ледостав на реках и озерах, и бураны. Мы живем в северной стране, и об этом забывать не следует. – Типичная зима в Нижегородской области, по данным многолетних наблюдений, длится с начала ноября до конца марта, по сути, это самый длительный сезон года, продолжающийся до пяти месяцев, – говорит кандидат географических наук Людмила Черкасова. – Средняя месячная температура ноября обычно составляет около минус 3,5 градуса. Типично зимний режим у трех календарных месяцев: декабря, января и февраля. В 55% зим за период наблюдений самым холодным оказывается январь со среднемесячной температурой воздуха от минус 11 до минус 13 градусов. В 30% зим самые лютые холода выпадают на февраль. Абсолютный минимум зафиксирован под новый 1979 год: 31 декабря в городе Горьком похолодало до 41 градуса. В Шахунье, на севере региона, столбики термометров опустились тогда до 48 градусов. Это экстремально низкие температуры. В таких условиях очень важно обеспечить максимально эффективную работу коммунальных служб: жилье в многоквартирных домах выстуживается очень быстро. – Многие уже забыли местный «блэкаут» зимы 1986 года, когда из-за резкого понижения температуры воздуха треснул изолятор на Молитовской электроподстанции, – напоминает кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Отключилось электричество на предприятиях и в жилых домах заречной части города, поезда недавно открытого метро застряли в тоннелях… Тогда суммарные финансовые потери города Горького составили около 3 млн советских еще полновесных рублей. От таких случаев технически застраховаться невозможно просто потому, что подобные казусы непредсказуемы. Кроме мороза серьезную опасность для городской инфраструктуры представляет и снегопад. – МЧС в своих СМС каждый раз, когда надвигается снежная буря, предупреждает о главных факторах риска, – напоминает подполковник внутренней службы Виктор Шепелев. – Это обрушение слабо укрепленных элементов конструкций зданий, таких как козырьки над входом в подъезд, остановочные павильоны, затруднение движения транспорта, возникновение заторов и увеличение количества дорожно-транспортных происшествий из-за ухудшения видимости и скользкого дорожного покрытия. Несколько лет назад на Молитовском мосту вскоре после новогодних праздников образовалась пробка из фур, не способных выгрести вверх по скользкому Окскому съезду. Тогда пришлось задействовать полноприводные пожарные КамАЗы и «Уралы». Чтобы разгрести затор, потребовалось около трех часов. Услышав по радио, прочитав в интернете или в СМС от МЧС о приближении сильной метели, здравомыслящий человек воздержится от поездок на личном авто, особенно если у него обычная «городская» машина с небольшим клиренсом и моноприводом. Кстати, если нет гаража, автомобиль желательно перепарковать подальше от растущих во дворе деревьев. Ну а выдвигаясь на работу или учебу на общественном транспорте или в пешем порядке, нужно быть предельно внимательным, остерегаться схода снежных масс с крыш многоэтажных зданий, оборванных электропроводов и неустойчивых конструкций (серьезную угрозу, в частности, таят в себе рекламные щиты). А что делать, если метель застала уже в пути? – Если трудно идти, переждите непогоду в любом помещении, например в магазине, их сейчас очень много, – советует Виктор Шепелев. – Если едете в автомобиле и двигаться дальше стало невозможно, включите аварийную сигнализацию, съехав на обочину дороги. Никуда не уходите, сообщив о ситуации в службы экстренного реагирования, ждите помощи в автомобиле. Двигатель периодически запускайте на холостых оборотах, не забыв приспустить со своей стороны стекло для обеспечения вентиляции. Огонь как угроза Каждый год в холодное время МЧС регистрирует взрывной рост пожаров в частных домовладениях нашей области. – За теплый сезон люди теряют навыки обращения с печным отоплением. Да и само оборудование зачастую приходит в негодность: дымоходы засоряются опавшими листьями, нарушается тяга, – рассказывает Виктор Шепелев. – Основные причины таких пожаров – это неправильное устройство самой печи, плохая разделка дымовых труб в местах их прохождения через деревянные перекрытия, слишком малое расстояние между стенками печи и деревянными стенами дома, отсутствие предтопочного несгораемого листа. А еще граждане нередко пытаются разжечь сыроватые дрова не специальной жидкостью, а обычным бензином, ленятся распилить дрова, длина которых превышает размеры топливника. Дополнительный совет – от профессионального печника 65-летнего борчанина Михаила Зыкова. – Печь нужно ежегодно белить, побелка помогает вовремя обнаружить все неисправности, такие как трещины в кладке, – предупреждает Михаил Зыков. – Для дымоотвода нужно применять вертикальные трубы без уступов. Расстояние от внутренней поверхности дымохода до деревянных конструкций должно быть не менее 40 сантиметров. А перед топкой к полу необходимо прибить металлический лист. Без него эксплуатировать печь никак нельзя.

Как снизить риски и повысить безопасность в зимний период
© Аргументы Недели