Войти в почту

Первопрестольная в XIX – начале XX веков: как изменялась архитектура городской среды

Исторические документы, представленные в экспозиции «Музыка в камне. Архитектура Москвы XIX – начала XX веков» познакомят со стилевым и типовым разнообразием построек, а также с выдающимися архитекторами того времени. В этот период во всём облике города произошли значительные перемены, изменился сам подход к созданию и развитию городской среды, сменилось несколько архитектурных стилей. Москва в начале XIX века оставалась в градостроительном плане средневековым городом. Тем не менее, Первопрестольная обладала своим неповторимым очарованием: Московский Кремль, древние соборы и монастыри, многочисленные сады. На вторую половину XVIII – начало XIX века пришёлся расцвет городской усадьбы. Посетители выставки увидят рисунки фасадов домов Апраксиных-Трубецких на улице Покровке (так называемый дом-комод), Пашкова на Ваганьковском холме, напротив Кремля. Пожар 1812 года уничтожил значительную часть застройки Москвы. Перед архитекторами были поставлены сложные задачи: в короткий срок восстановить разрушенный жилой фонд, построить ряд новых общественных и административных зданий, реконструировать и улучшить планировку улиц и площадей. Для решения этих задач в 1813 году была создана Комиссия для строений в Москве. Архитектором, отвечавшим за восстановление центральных районов Первопрестольной, был назначен Осип Бове. Под его руководством был разработан новый генеральный план города, концепция которого заключалась в совершенствовании исторически сложившейся радиально-кольцевой системы с сохранением в качестве архитектурного центра города ансамбля Кремля с Кремлёвской площадью. Вокруг центра создавалась полукольцевая система взаимосвязанных площадей и комплексов общественных зданий, образующих единый ансамбль центра Москвы. Материалы выставки расскажут о запрещении возводить в центральной части города деревянные жилые и нежилые строения, устройстве бульваров на месте стены, окружавшей Белый город, восстановлении архитектором Доминико Жилярди зданий Московского университета, создании Театральной площади и Александровского сада, строительстве Большого и Малого театров. Также можно познакомиться с документами и о главном зодчем послепожарной Москвы – Осипе Бове и увидеть рапорт об использовании дикого камня для строительства Триумфальных ворот за подписью архитектора и его формулярный список. После пожара 1812 года в Москве жилые дома усадебного типа уступили место особнякам, возводимым по красной линии улицы и имевшим установленные размеры, этажность и пропорции. Однако наряду с типовыми постройками продолжали возводиться здания и по индивидуальным проектам. В экспозиции представлены документы о постройке сохранившего до наших дней здания усадьбы Боткиных на Земляном валу. Промышленный переворот, завершившийся в России в 1840–1860-е годы, поставил перед архитектурой беспрецедентные задачи и создал при этом условия для их решения. Стали внедрятся новые строительные материалы (стекло, металл, бетон), разрабатывались особые конструкции, появились новые типы зданий: вокзалы, большие торговые, промышленные и административные здания, многоэтажные доходные дома. Активно шло строительство больниц, приютов и богаделен, школ, училищ и институтов. Их планировочная структура отличалась предельной функциональностью. Развитие архитектуры этого периода иллюстрируют документы и фотографии о возведении Голицынского пассажа – первого в Москве и России торгового заведения подобного типа, строительстве и перестройке здания Биржи, лицея цесаревича Николая (так называемый Катковский лицей), богадельни имени Н.И. Геер, комплекса зданий Старо-Екатерининской больницы и клинического городка на Девичьем поле, дома бесплатных квартир имени братьев Бахрушиных и многое другое. Во второй половине 1890-х годов начал складываться стиль модерн, в котором архитектура органично соединялась с изобразительным и декоративно-прикладным искусством. В проектировании зданий наряду с архитекторами и инженерами принимали участие художники: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Сергей Малютин и др. Все это разительно отличало постройки мастеров модерна от сооружений эпохи эклектики. В экспозиции представлены документы и фотографии зданий, построенных в этот период: гостиницы «Метрополь», кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади, торгового дома И.С. Кузнецова Мясницкой улице, дома Политехнического общества. Отдельное место в архитектурном наследии Москвы эпохи модерна занимают особняки: дом Дмитрия Беляева в Рюмином переулке, особняк Гектора Симоно, особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке и собственный дом Фёдора Шехтеля на Большой Садовой. Также на выставке можно познакомиться с документами, рассказывающими о жизни и творчестве выдающихся архитекторов Москвы XIX – начала XX веков: отце и сыне Михаиле и Константине Быковских, Александре Каминском, Михаиле Чичагове, Илларионе Иванове-Шице, Фёдоре Шехтеле, Льве Кекушеве и других. На протяжении XIX – начала XX веков Москва расширялась и преображалась. Вокруг Кремля была создана система взаимосвязанных площадей и комплексов общественных зданий, образующих единый ансамбль, были построены новые больницы и университетский клинический городок на Девичьем поле, приюты и богадельни, школы и училища, лицеи и Народный университет, фабрики и заводы, многоэтажные доходные дома, грандиозные торговые и административные здания. К началу XX века Москва являла собой развитый индустриальный мегаполис, в котором «допожарная старина» органично соседствовала с современной архитектурой. Выставка продлится до 27 октября 2019 года. Посетить ее можно со среды по воскресенье с 11:00 до 20:00. Вход свободный. При себе необходимо иметь паспорт.

Первопрестольная в XIX – начале XX веков: как изменялась архитектура городской среды
© Главное архивное управление города Москвы