Войти в почту

Эксперт сообщил об утрате ценных работ при пожаре на складе музея Рублева

МОСКВА, 25 мар – РИА Новости. Более 60 копий древних фресок знаменитых иконописцев Дионисия и Феофана Грека, над которыми 30 лет работал выдающийся советский художник-копиист Николай Гусев, сгорели в результате мартовского пожара на складе музея Андрея Рублева, все они имели серьезную художественную ценность, сообщил в понедельник РИА Новости лидер движения за возрождение Спасо-Андроникова монастыря, доцент Института государственной службы и управления Сергей Карнаухов. "Невосполнимой утратой является гибель двух комплексов работы известного художника-копииста Николая Владимировича Гусева – это модель-макет купола и барабана церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде с фресками Феофана Грека, состоящая из семи отдельных копий, и феноменальная по объему и сложности модель-макет восточной части храма Рождества Богородицы в Ферапонтове с росписями работы Дионисия, состоящая из 48 отдельных копий", - сказал Карнаухов. Он уточнил, что копии фресок были выполнены в натуральную величину на пенопластовой и фанерной подоснове, с воспроизведением объемных архитектурных форм подлинника. При этом копированию работ Дионисия Гусев посвятил почти 30 лет, работая над ними со второй половины 1950-х до начала 1980-х годов. Впоследствии гусевские экспонаты часто вывозились на зарубежные выставки, в том числе в Дюссельдорф, Падуя, Осло и Хельсинки. "В процессе работы над копированием фресок Николай Владимирович сделал ряд научных открытий, в том числе полностью воссоздал технологию создания красок на минеральной и яичной основе, которую использовал для создания своих работ. Эта технология в дальнейшем использовалась реставраторами для восстановления оригинальных росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре - уникальным объектом, находящимся под охраной ЮНЕСКО", - сказал собеседник агентства. В частности, благодаря созданным копиям посетители музеев могли вблизи рассмотреть особенности живописных образов начала XVI века, расположенных на большой высоте в алтарной части главного храма Ферапонтова монастыря. "В СМИ возникла некая смысловая путаница с понятием "копии XX века". Копии – не в смысле ксерокопии или наброски с натуры, выполненные современными материалами, ценность которых практически равна нулю, а это научный термин, который полностью звучит так: "оригинальные точные копии архитектурного объема, выполненные по технологиям 16-го века". И эти произведения Николая Гусева являются самостоятельной культурной ценностью. В данном случае речь идет о гибели 62 единиц научно-музейного фонда", - подчеркнул Карнаухов. Он добавил, что нанесенный ущерб может составлять несколько сотен тысяч долларов. Пожар в складском здании музея Андрея Рублева на 1-й Магистральной улице в Москве произошел 10 марта. Замдиректора музея по развитию Светлана Липатова ранее сообщила РИА Новости, что в результате пострадали копии ХХ века - "предметы, входящие в научно-вспомогательный фонд музея". По ее словам, ущерб еще будет оцениваться. Николай Гусев (1926-1997) – советский театральный художник, график, копиист средневековых стенописей, исследователь древнерусской живописи. Будучи одним из ведущих специалистов в области изучения монументальной живописи, Гусев изложил свой метод в ряде докладов и публикаций. Выполненные им копии фресок Ферапонтова монастыря были приобретены музеем имени Андрея Рублева. Ранее патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился в Росимущество с просьбой передать РПЦ древний Андроников монастырь. На его территории сейчас располагается, в частности, музей имени Андрея Рублева. Предполагается, что хозяйственные и научные службы музея со временем переедут в соседние с монастырем реконструированные здания усадьбы Хрящевых.

Эксперт сообщил об утрате ценных работ при пожаре на складе музея Рублева
© РИА Новости