Войти в почту

Искусство современного пожара

Информация о возгорании в псковской галерее современного искусства «Дом на Набережной» (Дом купца Сафьянщикова) поступила пожарным в начале 10 утра 23 января 2018 года. Пожарных вызвал сторож реставраторов (неподалёку ведётся реставрация Варламовской башни). Из окон первого и второго этажа валил дым. Вскоре появились сообщения о том, что будто бы памятник регионального значения подожгли. Якобы кто-то бросил в мастерскую Николая Самойленко то ли горящее полено, то ли факел. В мастерской утром никого не было. Такова была первоначальная информация.Версия о поджоге не очень правдоподобна. Посмотрим, что покажет следствие, но очевидцы говорят, что стекла окон мастерской Николая Самойленко первоначально разбиты не были. Их разбили во время тушения пожара. Так что незаметно забросить факел или полено в закрытое снаружи помещение возможности не было.А в том, что источник огня был в мастерской Николая Самойленко, сомнений почти нет. Именно там пожарные работали дольше всего. Когда я туда заглянул – струёй воды они поливали пол и потолок. Дым и пар мешали разглядеть всё в подробностях, но было понятно, что основной прогар находился вдали от окон – в углу. Чайник был подключён к розетке, но не сгорел. Обогреватель был вообще отключён. Наиболее вероятную версию пожара обсуждали находившиеся поблизости художники и сочувствующие. Версия внешнего источника огня основной не была.Тем временем, старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Пскову ГУ МЧС России по Псковской области пожарный инспектор старший лейтенант Алексей Царёв поднялся на второй этаж и поинтересовался пожарной сигнализацией и тем, стоял ли за ширмой в мастерской Самойленко диван или кушетка? Не ночевал ли кто-нибудь там? (утверждают, что не ночевал). Кто-то предположил, что причина пожара – в неисправной печной трубе.Выставочные залы №1 и №2. Фото: Алексей Семёнов. Последняя на сегодняшний день выставка открылась в этой галерее в декабре 2018 года – вскоре после ремонта выставочного пространства. Часть экспозиции, размещённой в двух с половиной небольших залах, сохранилась. Меньше всего пострадали металлические работы Эдуарда Шарипова. Так что выставка под названием «Выставка двУХ. Жесть Шарипова и цветочки Жбанова» огненный натиск, в целом, выдержала. Особенно жесть, а вот «цветочки» - по меньшей мере, десяток работ – пострадали, но не катастрофически. Некоторые стали ещё брутальнее. Например, та, на которой изображён борщевик.До самой мастерской Анатолия Жбанова, находящейся на втором этаже, огонь не добрался (накануне он завозил туда работы, которые собирался демонстрировать на новой юбилейной выставке: художнику недавно исполнилось 75 лет). Не пострадала и мастерская Эдуарда Шарипова.Во время тушения пожара в мастерской на первом этаже. Фото: Алексей Семёнов.Сейчас половина арендуемого художниками пространства выглядит так: груда прогоревшей мебели, под ногами - разбитое стекло, выбитые оконные рамы, на полу вода… А на стенах кое-где всё ещё развешаны картины.Вначале второго дня пожар ещё продолжали тушить, но растянутые всюду пожарные рукава постепенно сворачивали.Руководитель Псковского регионального общественного движения «ПсковАрт» Ирина Жбанова неподалеку от входа показывает мне прислонённую к столбу перевёрнутую картину Анатолия Жбанова «Добро и зло». «Зло подгорело», - говорит она.Подгорело не только зло. На втором этаже, как раз над мастерской Николая Самойленко, находится мастерская Вероники Кучеревской. От неё тоже мало что осталось. Останки мебели, вскрытые полы, едкий дым… А в мастерской Николая Самойленко ещё и сгоревшие иконы (не только новые, но и взятые на реставрацию).В последний раз обхожу Дом купца Сафьянщикова снаружи. Многие окна разбиты и их надо срочно закрывать - хоть чем-нибудь. Снаружи на одной из стен памятника регионального значения кто-то написал: «Мне память о тебе – награда за муки жизни от тебя вдали».Пожарные на месте прогара пола в мастерской Николая Самойленко. Фото: Алексей Семёнов.Люди, собравшиеся возле «Дома на Набережной», продолжают обсуждать последствия пожара. «Могло быть и хуже, - говорят они. - Все живы». Да, живы. Но работы впереди предстоит много. Выяснить, кто же виноват в пожаре. Сделать капитальный ремонт. И ещё сделать так, чтобы современное искусство не выглядело как память о безвозвратно утраченном прошлом.Выставочный зал. Фото: Алексей Семёнов.Окна на первом этаже, где, предположительно произошло возгорание. Фото: Алексей Семёнов.Председатель Псковского регионального отделения Союза художников России Виктор Лысюк на месте пожара. Фото: Алексей Семёнов.

Искусство современного пожара
© Псковская губерния