Войти в почту

На пепелище знаний. Что стало катализатором пожара в Национальном музее Бразилии

В сентябре произошла одна из крупнейших трагедий как для бразильской, так и для мировой науки. Расположенный в городе Рио-де-Жанейро Национальный музей — старейшее в стране учреждение такого рода — был уничтожен в результате сильного пожара. Уникальная коллекция, состоящая из 20 млн археологических артефактов, мумий, метеоритов и различных древностей, оказалась практически полностью утеряна. По предварительной информации, утрачены и архивы с описанием десятков индейских языков, которые собирались на протяжении последних 200 лет. Разбор завалов на пепелище одного из крупнейших музеев Америки продолжается, поэтому полностью оценить масштаб потерь еще только предстоит. А тем временем и бразильское, и международное научное сообщество задаются вопросом: "Как такое могло произойти?" Тот факт, что в последние годы главный музей Бразилии оставался в полузаброшенном состоянии, тяжело осознать. Однако произошедшее наглядно демонстрирует, к чему может привести сочетание невежества, халатности и скупости. Три возможные причины возгорания Расследование причин произошедшего еще далеко от завершения, однако упоминаются по меньшей мере три возможных варианта развития событий. Во-первых, правоохранительные органы окончательно не исключили версию умышленного поджога. Впрочем, каких-либо убедительных свидетельств, подтверждающих теорию о преднамеренном злодеянии, пока не было обнародовано. Во-вторых, буквально на следующий день после пожара министр культуры Бразилии Сержиу Са Лайтан заявил, что огонь мог возникнуть из-за падения на крышу здания китайского фонарика. По словам главы ведомства, перед возгоранием сотрудники музея видели в небе один из таких предметов — он представляет собой конструкцию из бумаги, натянутую на легкий деревянный каркас, внутри которого размещен источник огня. В пользу этой версии говорит тот факт, что огонь, по свидетельству очевидцев, распространялся сверху вниз. Запуск китайских фонариков, сопряженный с опасностью возникновения пожара, был запрещен в Бразилии еще 20 лет назад — в 1998 году, однако на практике принятые ограничения практически не соблюдаются. Даже из окна представительства ТАСС в Рио-де-Жанейро время от времени можно заметить, как эти конструкции парят над одним из местных водоемов. Чаще всего бразильцы запускают китайские фонарики и фейерверки в июне, когда отмечается День святого Иоанна Крестителя. В этом месяце некоторые местные предприятия даже нанимают дополнительную охрану, чтобы своевременно предотвратить возгорание. Таким образом, между соблюдением закона и соблюдением традиций бразильцы нередко выбирают последнее, не задумываясь о возможных последствиях. Подобной беспечности способствует и тот факт, что выявить ответственных за запуск фонариков крайне сложно — обычно для этой практики используются отдаленные парковые зоны и темное время суток. Буквально за несколько недель до пожара в Национальном музее из-за падения китайского фонарика сгорел один из павильонов выставочного центра RioCentro, также расположенного в Рио-де-Жанейро. Виновных, конечно же, не нашли. И, наконец, третьей и самой банальной — но оттого не менее правдоподобной — версией является короткое замыкание, которое могло произойти в одном из залов музея. Посетители учреждения утверждают, что его здание уже несколько месяцев находилось в плачевном состоянии: за экспонатами не было надлежащего ухода, штукатурка отваливалась, в помещениях виднелись провода электропроводки. Кто ответит за пожар Если причины возгорания до сих пор остаются предметом расследования, то обстоятельства, которые способствовали скорейшему распространению огня, выяснились очень быстро. Прибывшие на место ЧП пожарные сообщили журналистам, что установленные поблизости пожарные гидранты оказались неисправны. Заместитель директора Национального музея Кристиана Сережу признала, что детектор дыма, расположенный в здании, не сработал. А представители Федерального университета Рио-де-Жанейро (UFRJ), структурной единицей которого является музей, заявили, что масштабных потерь в результате ЧП можно было бы избежать, если бы здание было оснащено современной противопожарной системой. "Здание не было приспособлено для функционирования современного академического учреждения, с его высоким уровнем энергопотребления. Лаборатории, IT-оборудование, административные зоны — все это увеличивало нагрузку на сеть", — отметил Роберто Леер, ректор UFRJ. Директор Национального музея Александр Келлнер обвинил в произошедшем федеральное правительство Бразилии. По его словам, власти не выделяли достаточно средств для содержания учреждения. С момента прихода к власти президента Бразилии Мишела Темера, который в 2016 году занял высший государственный пост в результате импичмента своей предшественницы Дилмы Руссефф, объем финансирования Национального музея действительно сократился. Бразилия переживала — и продолжает в той или иной степени испытывать на себе — последствия экономического кризиса. В итоге бюджетная заявка Национального музея последних трех лет выполнялась не более чем на 60%, что заставило свернуть часть экспозиции. Одно время руководство музея даже прибегало к помощи общественности, запустив краудфандинговый проект. В то же время в правительстве Бразилии заявили, что университет получал достаточный объем средств, а вина за то, что большая часть из них не доходила до музея, лежит на руководстве высшего учебного заведения. И пока федеральные власти и ученые обмениваются упреками, пример с них берут и другие представители бразильской общественности. Сторонники левых взглядов обвиняют в произошедшем правых и политику бюджетной экономии, а сторонники правых взглядов — левых (именно эта идеология традиционно пользуется популярностью в университетской среде в Бразилии) и неэффективное распределение ресурсов. Однако восстановить из пепла экспонаты музея не может уже ни одна из сторон. Уроки "научной катастрофы" Новость о пожаре шокировала и бразильцев, и иностранных экспертов. В частности, глава отдела ЮНЕСКО по делам движимого культурного наследия и музеев Иенг Сронг сравнил культурный урон, нанесенный этим ЧП человечеству, с разрушением памятников древности сирийской Пальмиры. А некоторые пользователи соцсетей окрестили случившееся "научным Чернобылем". После пожара возмущенные местные жители едва не устроили беспорядки, когда пришли к сгоревшему зданию, чтобы выразить свой протест против халатного отношения к научным учреждениям. Стремясь успокоить общественность, власти Бразилии объявили о выделении 25 млн реалов (около $6,1 млн) на обеспечение безопасности, в том числе противопожарной, во всех музеях страны. Однако неизвестно, будет ли это обещание реализовано или так и останется на бумаге. Дело в том, что Национальный музей формально уже получал средства на масштабный ремонт, однако из-за различных бюрократических проволочек до учреждения они так и не дошли. Есть еще одно обстоятельство, которое помогает более полно ответить на вопрос: "Как такое могло произойти?" По подсчетам газеты Globo, в 2017 году парижский Лувр посетило больше граждан Бразилии, чем Национальный музей в Рио-де-Жанейро: 289 тыс. человек против 192 тыс. Не слишком высокий интерес к национальному достоянию отчасти можно списать на рост преступности. Дело в том, что сгоревшее здание, некогда служившее официальной резиденцией бразильских императоров Педру I и Педру II, расположено в районе, который в современном Рио-де-Жанейро считается не самым благополучным с точки зрения общественной безопасности. Но речь не только об этом. Свойство человеческой натуры — ценить в большей степени то, что далеко, недоступно или безвозвратно утеряно. Впрочем, по информации местной прессы, в первые дни после пожара заметно выросло число посетителей других музеев Бразилии. Возможно, если бы информация об экспонатах Национального музея до ЧП распространялась так же широко, как после случившегося, отношение к этому учреждению — и со стороны властей, и со стороны местных жителей — было бы более внимательным, и катастрофы удалось бы избежать.

На пепелище знаний. Что стало катализатором пожара в Национальном музее Бразилии
© ТАСС