Андрей Лутошкин: Масштабы стихийных бедствий возрастают
Андрей Владимирович, расчеты специалистов показывают, что к 2030 году прирост мирового валового продукта сравняется с затратами на ликвидацию последствий стихийных бедствий и катастроф. Вы по своей работе ощущаете нарастание количества ЧС и ущерба от них? Андрей Лутошкин: Да, масштабы стихийных бедствий и природных катаклизмов, их влияние на социальную инфраструктуру и человека возрастают. По оценкам специалистов, территория нашей страны подвержена воздействию более 30 видов опасных природных процессов: землетрясениям, наводнениям, цунами, извержениям вулканов, ураганам, засухам, природным пожарам и другим бедствиям. Если рассказывать обо всех, не хватит газетной полосы. Остановлюсь на некоторых. Первое место по частоте среди стихийных бедствий в России занимают наводнения. В среднем каждый год попадают под затопление до 20 городов, а это до 1 миллиона жителей. Если говорить про сейсмически активные зоны, то их у нас до 40 процентов от общей площади, в том числе 9 процентов территорий относятся к 8-9-балльным зонам. В таких зонах проживают более 20 миллионов человек и расположены 330 населенных пунктов. Глобальные риски становятся все более взаимосвязанными, и это усиливает их воздействие на человека Из геологических чрезвычайных событий большую опасность представляют оползни и сели. Ежегодно в стране происходит до 15 чрезвычайных ситуаций, связанных с их развитием. Оползни широко распространены в Поволжье, Забайкалье, на Кавказе и Предкавказье, Сахалине и других регионах. Что касается селей, то в этом году, например, в Кабардино-Балкарской Республике было повреждено несколько участков дорожного полотна федеральной трассы, нарушено газоснабжение в 6 населенных пунктах, где проживают более 5,5 тысяч человек. В зоне чрезвычайной ситуации восстанавливали жизнеобеспечение почти 500 специалистов. Какие современные, в том числе новые виды рисков прибавились за недавнее время или, может быть, еще добавятся в скором будущем? Андрей Лутошкин: Человечество развивается. Нас на Земле уже больше 7 миллиардов. Потребляется все больше ресурсов, больше становится и отходов. Возрастают техногенные риски, которые могут привести к серьезным авариям и катастрофам. Террористические угрозы охватывают развитые страны, происходит эскалация вооруженных конфликтов, растут экономическое неравенство и экстремизм. Это провоцирует массовые потоки мигрантов и тяжелые гуманитарные катаклизмы. Рост населения, быстрая урбанизация и увеличение транснациональных потоков товаров, активизирует риск инфекционных заболеваний. Особое место занимает астероидно-кометная опасность, являющаяся серьезнейшим фактором риска для нашей цивилизации. В целом, глобальные риски в современных условиях становятся все более взаимосвязанными, и это усиливает их воздействие на человека. Учитывая меняющиеся обстоятельства, каковы приоритеты в реагировании на ЧС? Андрей Лутошкин: Мир сегодня взаимозависим, катастрофы и бедствия, возникающие в отдельных государствах, являются в значительной степени общими, поскольку часто приобретают трансграничный характер и требуют международной кооперации развитых государств мира. Поэтому важным является формирование эффективной кризисоустойчивой Глобальной системы защиты населения. По инициативе МЧС России для международного реагирования создается международная сеть кризисных центров. Уже созданы и успешно работают Центр мониторинга и координации в штаб-квартире Международной организации гражданской обороны (МОГО) и Центр Управления ООН по координации гуманитарных вопросов в Женеве, развиваются Российско-Сербский и Российско-Армянский гуманитарные центры. В латиноамериканском регионе гуманитарные центры, центры подготовки пожарных и спасателей работают на Кубе, в Никарагуа. Сама жизнь подтверждает актуальность российских инициатив. Важный вопрос - это моделирование рисков. Как и кем осуществляются мониторинг и прогнозирование ЧС? Андрей Лутошкин: Руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне осуществляются Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера МЧС России "Антистихия". Во всех субъектах функционируют отделы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в составе Главных управлений МЧС России. Эти подразделения на основании прогноза Росгидромета формируют оперативный ежедневный прогноз на сутки, краткосрочный недельный прогноз и среднесрочный прогноз на месяц. В работе активно используются современные геоинформационные системы и технологии космического мониторинга. Как космическая группировка помогает в прогнозировании и предупреждении ЧС? Андрей Лутошкин: В рамках реализации Федеральной космической программы 2016-2025 совместно с ГК "Роскосмос" МЧС России развивает систему космического мониторинга ЧС. Она предусматривает наращивание отечественной космической группировки и развитие сети станций приема и обработки космической информации. В настоящее время нами уже создано 5 таких станций (в Мурманске, Москве, Вологде, Красноярске и Владивостоке). Ведутся работы по развертыванию еще трех. В настоящее время в интересах МЧС России используется информация с 10 космических аппаратов: 6 отечественных и 4 зарубежных. К 2025 году группировку отечественных аппаратов планируется довести до 23. В том числе запустить спутник "Лидер ЧС", который будет работать по вопросам мониторинга чрезвычайных ситуаций. На основе снимков, полученных из космоса, которые поступают в Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России, определяются, например, термоточки (очаги пожаров или возгораний) на территории страны. Дальше информация оперативно доводится до глав муниципальных образований, что позволяет на местах современно реагировать на возникающие угрозы. Только с начала этого года системой космического мониторинга было принято более 8,5 тысячи снимков. Благодаря этому удалось выявить почти 90 тысяч термических аномалий, которые представляли реальную угрозу 14 тысячам населенных пунктов. Какая система создана на территории нашей страны для реагирования на возможные катаклизмы различного характера? Андрей Лутошкин: В нашей стране четверть века назад была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Цель ее работы - обеспечение комплексной защиты населения от катастроф и снижение рисков бедствий. Сегодня РСЧС объединяет силы и средства федеральных органов власти, регионов, муниципалитетов и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по этим вопросам в рамках РСЧС осуществляет МЧС России. Мощная группировка сил и средств системы, задействованных для защиты населенных пунктов, объектов экономики и культурных ценностей от возможных опасностей и рисков составляет более 1,4 миллиона человек. Кроме того, замечу, что все действия четко спланированы. Большинство мероприятий осуществляется в соответствии с государственной программой "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", рассчитанной до 2020 года. В нее включены мероприятия, которые предполагают и предупреждение ЧС, и реагирование на них. Кроме того, в рамках госпрограммы с 2017 года реализуются четыре подпрограммы и три федеральные целевые программы. Общий замысел - свести к минимуму социальный, экономический и экологический ущербы, наносимые населению, экономике и природной среде в результате чрезвычайных ситуаций. Основным результатом госпрограммы за время реализации стало ежегодное снижение количества пожаров в среднем более чем на 4,8 тысячи, происшествий на водных объектах - более чем на 360. Также отмечается снижение количества погибших людей (по отношению к показателю 2011 года): на пожарах - более чем на 26 процентов, на водных объектах - почти на треть. Каким видится развитие этой системы? Андрей Лутошкин: Система управления РСЧС оптимизируется. Исключаются неэффективные, а порой избыточные органы управления. Сейчас мы завершаем создание единой, организационно и технологически взаимоувязанной вертикали управления РСЧС: дежурно-диспетчерские службы в организациях - единые дежурно-диспетчерские службы в муниципалитетах - центры управления в кризисных ситуациях в регионах - Национальный центр управления в кризисных ситуациях на федеральном уровне. Это обеспечивает оперативность принятия управленческих решений, уменьшение сроков оказания помощи людям. Повышается роль Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и аналогичных комиссий в субъектах, где они координируют деятельность всех структур и сил при ликвидации ЧС, оказании помощи людям и восстановлении инфраструктуры. На сегодняшний день уже в 15 регионах комиссии возглавили лично главы субъектов. В остальных такая работа ведется на законодательном уровне и уже до конца года планируем ее закончить. То есть мы добиваемся того, чтобы власть на всех уровнях была ближе к проблемам людей и несла всю полноту ответственности за организацию их жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, внедряются новые подходы в вопросах действий органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении ЧС. В этой работе мы осуществляем переход от количества - к качеству. Приоритет - создание высокомобильных группировок, оснащенных самыми современными средствами спасения. Сегодня уже создана их основа из спасательных центров, поисково-спасательных отрядов и специализированных пожарно-спасательных частей в количестве 18,5 тысячи человек. Эти силы равномерно распределены по территории страны, но при необходимости с применением авиации МЧС готовы в самые короткие сроки прибыть в зону ЧС и оказать всю необходимую помощь людям в любом регионе. В этой работе принимают активное участие федеральный центр, регионы, муниципалитеты и организации. Результат очевиден - в этом году более 200 тысяч спасенных жизней при чрезвычайных ситуациях. Несмотря на реагирование соответствующих служб, очень многое зависит и от действий самого населения. Проводится ли работа по обучению населения? Андрей Лутошкин: Несомненно. Это громадный пласт работы. Обучение населения основам безопасного поведения, в том числе при возникновении различных экстренных ситуаций - одна из важных задач. Но учить безопасности надо с детства. И если взрослый, окажись в беде, иногда даже без особых знаний может справиться благодаря интуиции и жизненному опыту, то у ребенка это вряд ли получится. Поэтому приоритет - обучению детей. Как пример - уже 14 лет МЧС России при поддержке министерства образования, Российского союза спасателей и Всероссийского добровольного пожарного общества проводит соревнования школьников в рамках Всероссийского движения "Школа безопасности". В этом году в них приняли участие более 2 миллионов детей и подростков. Дети получают теоретические знания и практические навыки безопасного поведения, оказания само- и взаимопомощи. Кроме того, МЧС намерено системно развивать образовательный процесс для широких слоев населения, используя интернет-технологии, применяемые для дистанционного обучения. Пропаганда знаний, полезных для благополучия каждого человека, каждой семьи должны войти в нашу жизнь на постоянной основе.