В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Геополитика против ценностей: почему у ЕС нет антикризисной стратегии для Беларуси

Как сообщили власти Чехии, общеевропейские санкции против белорусских властей вступят в силу «не позже 21 сентября» и коснутся 20 официальных лиц республики. При этом в списке может не оказаться президента – по данным немецких журналистов, Берлин, Париж и выступили против прекращения диалога с официальным . Однако такая позиция не нравится прибалтийским государствам: глава Линас Линкявичус обвинил в бездействии, заявив, что позиция по ситуации в подрывает его внешнеполитический авторитет. Почему страны ЕС не могут договориться о действительно едином подходе и из каких сценариев развития кризиса в республике выбирают стороны, проанализировала доктор политических наук, профессор СПбГУ .

Геополитика против ценностей: почему у ЕС нет антикризисной стратегии для Беларуси
Фото: Евразия ЭкспертЕвразия Эксперт

Белорусские протесты: сложности восприятия

Видео дня

Протесты в Беларуси – это не просто вопрос о политическом режиме, о системе управления, о партиях. Это еще и вопрос взаимодействия власти с обществом. Его легко поддерживать, если властные институты имеют единую концепцию развития государственности, а общество – единую картинку будущего, что невозможно в современном мире и обществе.

Общество и властные институты подвергаются диффузии не только по причине внутренних вызовов, сложных задач, ухудшения финансовых ресурсов, обострения политической конкуренции, но и из-за влияния разнообразных внешних факторов. В современном мире практически любое государство в условиях открытого рынка участвует в том или ином интеграционном процессе, взаимодействует с интеграционными блоками, союзами государств и отдельными странами. В этих условиях внутренние процессы партийно-политического и общественного развития в отдельно взятой стране оказываются переплетены с аналогичными процессами в других государствах.

В ряде случаев они коррелируют друг с другом, в других – противоречат, что вызывает конфликт в интерпретации событий. Кроме того, конфликты множатся не только во внутреннем государственном измерении, но и во внешнем. Государства воспринимают друг друга как потенциальные рынки сбыта товаров или ресурсные базы. Не меньшее значение имеет и конкуренция разных интеграционных блоков. В данном случае наибольшее значение на развитие ситуации в Беларуси оказывает соперничество ЕС и , притом что Союзное государство развивается как ядро евразийской интеграции. Но одновременно с этим Беларусь является участницей программы ЕС – Восточное партнерство. Неудивительно, что у стран Евросоюза есть свои позиции и подходы к событиям в Беларуси. Однако, как и в отношении многих других сложных вопросов, у ЕС нет жесткой единой позиции о том, как на них реагировать, хотя озвучено единое мнение о сути самих событий.

Причин, объясняющих отсутствие единого подхода ЕС к реагированию на протесты в Беларуси, множество. Неоднозначное отношение к Беларуси в целом влияет на выработку политической позиции Евросоюза. С одной стороны, по мнению Брюсселя, Беларусь – это не демократичная страна: он уже традиционно обвиняет Минск в систематическом нарушении прав человека, репрессиях против оппозиционеров. При этом ЕС действует как спонсор различных гражданских проектов в Беларуси, им стабильно финансируются совместные образовательные проекты, что воспринимается позитивно институтами власти. С другой стороны, Брюссель не может обойтись без Беларуси. Так, для ЕС она обладает ценностью в отношении таможенных договоренностей и реализации задач Европейской политики соседства. Он заинтересован во включении страны в свою зону свободной торговли. Неудивительно, что иногда ЕС меняет кнут на пряник.

Так, признавая активную роль страны в Минских соглашениях и Восточном партнерстве, ЕС поощрил ее решением вопроса об облегчении визового режима. Беларусь чрезвычайно важна для ЕС в контексте развития программ Восточного партнерства и укрепления его позиций на постсоветском пространстве. И здесь мы говорим о конкуренции интеграционных проектов, в которой Беларусь становится своеобразным «яблоком раздора».

Признак антироссийскости в действиях или заявлениях тех или иных белорусских общественных и политических деятелей автоматически воспринимается в Брюсселе как позитивный сдвиг, как движение Беларуси в сторону ЕС, а значит – в противоположную от России, и эти активисты получают поддержку. В данной ущербной логике антироссийскость преподносится как демократичность.

Политика многовекторности позволяла Беларуси активно продвигать свои интересы на разных направлениях, однако это же автоматически превращало ее в сложного партнера для всех сторон. При этом экономическое партнерство Беларуси с разными странами развивается всегда активнее, нежели политическое. Именно политическая сфера остается камнем преткновения во взаимодействиях Беларуси и ЕС, который всегда высказывает недовольство результатами выборов в стране, а также выдвигает требования освободить политических активистов. В ответ на избирательные кампании Брюсселем вводятся персональные санкции. Однако это никогда не мешало ЕС продолжать свое взаимодействие с белорусскими властями, периодически меняя гнев на милость. Немаловажным фактором является и то, что Евросоюз уже не сможет отвергнуть украинский опыт, да и взаимодействие США и союзников по ЕС ныне не так безоблачно, как это было в 2014 г., когда они выступали единым евроатлантическим фронтом по насаждению демократии.

Кто виноват и что делать?

Оценивая прошедшую избирательную кампанию 9 августа 2020 г., ЕС акцентирует внимание на протестах. В очередной раз он не признал результаты выборов, назвав их непрозрачными и не соответствующими стандартам и , и заявил о введении санкций в отношении всех, кто ответственен за насилие. Отдельно со своей стороны о необходимости этого заявили и министр иностранных дел ФРГ, и президент Литвы. При этом именно литовские власти назвали белорусское правительство полностью нелегитимным, призвали провести новые выборы, поддержали создание координационного совета для обеспечения передачи власти. Немаловажно, что , кандидат на пост президента, находится в настоящее время именно в Литве.

При этом такие страны как Австрия, Венгрия, Греция, Италия высказали сомнения в необходимости обострения европейской позиции по отношению к Беларуси, но согласились с общими положениями ЕС. Так, 14 августа главы государств и правительств Евросоюза провели видеоконференцию, в ходе которой обсудили ситуацию в Беларуси и все же решили не признавать результаты избирательной кампании, обвинили правительство и лично президента Беларуси, но они так и не приняли единого решения о том, какие действия предпринять в сложившихся условиях.

Сейчас в Брюсселе опасаются нового затяжного конфликта на своих границах. Зато страны Прибалтики и Польша желают перестать быть буферными зонами и в некоторых районах просто подальше отодвинуть границы от Союзного государства – читай от России – включив в альянс государств ЕС Беларусь.

Именно они в свое время поддерживали вовлечение Беларуси в Восточное партнерство. Называя ее своим демократическим проектом, эти страны повышают собственную значимость для развития уже общего европейского проекта как проекта глобальной демократии. И неважно, что с демократией не все ясно, да и насадить ее как картошку пока что ни у кого не получилось. При этом Польша, видимо, также не будет стоять в стороне, рассматривая белорусские территории как части ВКЛ и Речи Посполитой. Так, она предложила брать на обучение отчисленных белорусских студентов и рассчитывает на рабочие руки из Беларуси.

Другими государствами ЕС эта ситуация воспринимается не так однозначно, тем более, в условиях обострения споров о бюджете и программ борьбы с коронавирусом, которые ранее уже разделили государства ЕС на группы.

Сценарии развития ситуации

В столь сложных обстоятельствах не приходится говорить о сохранении статус-кво. Изменения действительно необходимы, тем более в условиях противостояния негативным международным тенденциям.

Отрыв Беларуси от России – это самый негативный для обеих стран сценарий. Он, однако, дает кратковременные тактические выгоды Прибалтике и Польше, а также Евросоюзу, который таким образом несколько нивелирует ядро евразийской интеграции в лице Союзного государства. Однако этот сценарий окажется негативным в долгосрочной перспективе и для ЕС, так как способен вызвать затяжной конфликт на его границах.

Сценарий укрепления союза Беларуси и России приносит все виды выгод обеим странам, как краткосрочные, так и среднесрочные, и долгосрочные, но негативен для ЕС, которому придется пересматривать свои амбициозные планы в отношении республики. Однако он не является для Евросоюза абсолютно негативным, поскольку при его реализации он избегает серьезного конфликта.

В целом, для ЕС в сложившихся обстоятельствах нет позитивного сценария, такого, который мог бы полностью устроить Брюссель. Главная задача для него теперь – не допустить очередного затяжного конфликта, который будет вытягивать финансы и помешает реализации энергетических проектов с Россией.

Кроме того, по всей видимости, разноголосица между «старой» и «новой» Европой в восприятии ситуации в Беларуси станет очередным символом разделения внутри ЕС.

При этом для Беларуси есть только один рецепт решения проблемы протестов – повысить степень взаимного доверия в государстве. И речь идет не только о доверии общества к властным институтам, но и о доверии самой власти (разных институтов) обществу.

Очевидно, что чем больше и серьезнее государство (институты власти) контролирует народ с помощью разного инструментария, чем активнее вводит ограничения – тем сильнее оно показывает свое недоверие обществу, автоматически вызывая ответную идентичную реакцию недоверия с его стороны. К сожалению, коронавирус как раз и послужил той самой последней каплей для многих государств и обществ в контексте взаимного доверия. Но эту проблему надо решать – ее нельзя отложить «на потом».

Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ