План Макрона по отделению ЕС от НАТО далек от реализации – эксперт
Предложение президента Франции Эммануэля Макрона об изменении договорных обязательств Евросоюза в области обороны является частью его долговременной политики по НАТО – считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. Макрон продолжает откалывать Евросоюз от НАТО Германское издание Welt am Sonntag сообщает, что Макрон потребовал от Евросоюза изменить базовый договор сообщества, где разговор идет о коллективной безопасности. В частности, это п.7 ст. 42, где озвучивается обязанность членов оказать помощь своим партнерам. Макрон считает, что такие изменения помогут лучше защитить государства, которые входят в ЕС, но не входят в НАТО, а это Швеция, Финляндия, Австрия, Кипр, Мальта и Ирландия, поскольку существует опасность того, что кто-то из государств НАТО активирует свое право вето. Данное обоснование является риторическим, поскольку, во-первых, этим шести государствам никто не угрожает. В случае Финляндии и Швеции можно вспомнить только о мнимой «российской угрозе», но Макрон этим не занимается, а в контексте Кипра имеется фактор Северного Кипра и поддержки его Турцией, но и здесь любой конфликт маловероятен. Во-вторых, перед нами прозрачные попытки «отвязки» ЕС от НАТО. Очевидно, что Макрон апеллирует к настроениям, которые были в Четвертой французской республике после Второй мировой войны, когда многие французы хотели быть равноудалены, как от Вашингтона, так и от Москвы. Тогда же во Франции шли разговоры о создании Европейской армии, которые начались до создания ФРГ и, тем более, до вооружения Германии и появления Бундесвера в середине пятидесятых. В послевоенное время ничего из этого не вышло, причем, главным образом, из-за слабости Франции, втягивания ее в колониальные войны и невозможности опереться на собственные вооруженные силы, а также из-за союзнических обязательств с США и Великобританией. Только, как мы видим, эти настроения не ушли в прошлое и постоянно проявляются во Франции, причем если вспомнить французские выборы, то Макрон являлся едва ли не наиболее ориентированным на североатлантическое единство кандидатом в президенты данной страны. «Здесь наблюдается историческая преемственность Франции, начиная с пятидесятых годов. В 1954 году французы предложили идею создания европейского оборонного сообщества. Она была инициирована Францией, но и была «зарублена» французским же парламентом благодаря союзу голлистов и коммунистов. Впрочем, и при де Голле всегда присутствовала идея «Европы-державы», - заключает Федоров. Такие ситуации для послевоенной Франции были нормальны, поскольку правительства в этой стране сменялись дважды в год, несмотря на то, что состояли из одних и тех же людей, еще в парламенте были сильные позиции коммунистов и голлистов, что и обернулось тем, что де Голль в 1958 году стал на полгода диктатором Франции до тех пор, как не был избран первым президентом Пятой французской республики. Примечательно, что французский мыслитель Раймон Арон находил много общего между полномочиями де Голля и маршала Петена в 1940 году. Макрон реализует свой «европейский проект» «Подобную политику по европейскому проекту выдерживал не только де Голль, но и Ширак, Саркози, и вот теперь Макрон. Ровно год назад Макрон в одном из своих интервью начал говорить о возможности создания Европейской армии», - констатирует Федоров. Данное заявление вызвало широкое эхо в Евросоюзе и привело к неоднозначным оценкам, из-за чего, как считает эксперт, сами французы дезавуировали идею Макрона, заявив, что о Европейской армии можно пока говорить только в кавычках, но подтвердив, что у европейцев есть желание быть более самостоятельными в оборонных вопросах. И это как раз входит в так называемый «европейский проект Макрона». «Данный план по реформированию Европы подразумевает более пятидесяти различных мер, в том числе, и по вопросам обороны и безопасности. Из-за этого в 2017 году было создано PESCO, которое регулирует оборонные вопросы и куда вошли члены ЕС», - резюмирует Федоров. Это накладывается и на создание единой «культуры» европейцев в военной области, что и является основой данной линии Макрона. «Макрон в своем интервью The Economist заявил о смерти «мозга НАТО», что является четким желанием Парижа, если не избавиться от альянса, то очень серьезно его реформировать в пользу интересов европейцев», - заключает Федоров. По словам Сергея Матвеевича, Макрон давно говорил, что нужно внести коррективы и пересмотреть некоторые европейские договоры – это было хорошо видно по его заявлениям, которые предшествовали последним континентальным выборам в Европарламент. «Но все упирается в то, что Макрона поддерживают немногие. Даже Германия – главный стратегический партнер Франции сдержанно реагирует на данные заявления Макрона, не говоря уже про известные комментарии НАТО», - констатирует Федоров. На пресс-конференции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом канцлер ФРГ Ангела Меркель не поддержала эти слова Макрона и назвала их очень резкими и несвоевременными, поэтому данные французские начинания сдерживаются отсутствием реальной поддержки в ЕС. «Кроме того, имеются такие игроки, как Польша и государства Прибалтики, которые без НАТО и США не мыслят своей безопасности. Поэтому желание Франции понятно, но вряд ли оно будет реализовано из-за этих объективных причин», - резюмирует Федоров.