Ещё
Кардиологи прокомментировали смерть Исаева
Кардиологи прокомментировали смерть Исаева
Происшествия
В Индии назвали Rafale превосходящим Су-30МКИ
В Индии назвали Rafale превосходящим Су-30МКИ
Армия
Киев направил корабли за задержанными судами
Киев направил корабли за задержанными судами
Политика
В ООН опасаются развития событий в Боливии
В ООН опасаются развития событий в Боливии
В мире

Саммит «друзей политики сплочённости» в Праге: «Брюссель, дайте денег!» 

Саммит «друзей политики сплочённости» в Праге: «Брюссель, дайте денег!»
Фото: Украина.ру
Название организации происходит от одной из важных составляющих деятельности  — политики сплочённости, состоящей в преодолении неравенства между странами и регионами внутри союза. Ныне в состав группы входят 17 стран: «Вышеградская четвёрка» (, , и ), остальные страны, вошедшие в ЕС после 2004 года (, , , , , , , , ), а также страны Южной Европы — , , и . Однако ведущие партии на саммите в  исполняли главы правительств «Вышеградской четвёрки» (V4), среди которых выделялся премьер Польши Матеуш Моравецкий.
Моравецкий в Праге прямо заявил: Польша, которая экономически догоняет Запад после «незаслуженного посткоммунистического краха», должна иметь ресурсы для развития отсталой инфраструктуры, и именно для этого служат фонды сплочённости ЕС. Поэтому Фонд справедливой трансформации Евросоюза, по словам Моравецкого, должен быть выше предложенного . Такого мнения придерживаются все государства V4.
«Мы должны убедить самые богатые страны, которым больше повезло в истории, — например, , , , или  — в том, что такое распределение расходов было справедливым», — подчеркнул польский премьер-министр.
Он добавил, что справедливое распределение затрат также требует ликвидации «скидок» при оплате взносов в бюджет Евросоюза, которые регулярно предоставляются странам «старой» Европы. В связи с этим, по словам Моравецкого, бюджет ЕС теряет около 14-15 миллиардов евро.
Моравецкий также подчеркнул, что недавно назвал несколько стран Западной Европы «налоговыми гаванями», а по оценкам Еврокомиссии, бюджеты стран-членов ЕС теряют каждый год более 150 миллиардов евро вследствие махинаций, связанных с налогом на добавленную стоимость. Эту же сумму Моравецкий привёл в интервью Польскому агентству печати по результатам саммита в Праге, напомнив также об аналогичных потерях в связи с неуплатой налога на доходы компаний — вот, мол, и 300 миллиардов долларов, то есть годовой бюджет ЕС.
Попытки премьера Польши считать чужие деньги понятны: в предложенном Еврокомиссией бюджете ЕС на 2021-2027 годы затраты на политику сплочённости предлагается урезать на 37 миллиардов евро, при этом Польша недополучит 19,5 миллиардов (что на 23% меньше, чем в бюджете ЕС на 2014-2020 годы). А согласно информации Еврокомиссии, обнародованной 5 ноября, чистый баланс бюджета Польши между дотациями из Брюсселя и взносами в общую копилку ЕС составил в 2014-2018 годах 2,4% ВВП этой страны, что стало одной из ключевых составляющих «польского экономического чуда».
И вот эту «палочку-выручалочку» собираются если не забрать, то радикально укоротить. А ведь Польша ждет проблем и с другим важным компонентом экономического подъёма — наплывом дешёвой рабочей силы из Украины. По подсчётам Нацбанка Польши и Варшавской школы экономики, украинские гастарбайтеры в 2014-2018 годах обеспечили рост ВВП Польши на 2,5% — то есть даже больше, чем дотации ЕС. Однако с 2018-го наблюдается замедление притока украинской рабочей силы, а с открытием в 2020-м рынка труда Германии многие граждане Украины планируют переехать на работу туда.
И если украинских работников польские работодатели пытаются заменить трудовыми мигрантами из Азии, то деньги из Брюсселя компенсировать пока нечем. Поэтому Матеуш Моравецкий в Праге акцентировал внимание на том, что страны «старой» Европы получают высокие дивиденды из Европы Центральной.
«Из Польши все дивиденды вместе, включая проценты по капиталу, текущие кредиты и депозиты, составляют около 100 миллиардов злотых или более 20 миллиардов евро», — отметил он.
Примечательно, что 5 ноября в Брюсселе такую позицию поддержал директор бюджетного департамента Еврокомиссии Герт-Ян Коопман, заявив, что «старым» странам-членам ЕС нужно избавиться от «бухгалтерской ментальности», поскольку их компании также получают выгоду от средств, выделяемых на политику сплочённости в Центральной и Восточной Ервопе — как победители тендеров на их использование.
Об этом же сказал в комментарии Польскому радио профессор Кшиштоф Велецкий из Университета им. кардинала Вышинского, по мнению которого деньги, выделяемые на политику сплочённости, в основном возвращаются странам, больше платящим в бюджет ЕС, поскольку получатели покупают у них товары и услуги. Польский учёный предупредил, что ограничения фондов сплочённости приведут к увеличению имущественных диспропорций и напряжённости, которая будет разрывать Евросоюз на части изнутри.
Такого же мнения придерживаются и премьеры стран «Группы друзей сплочённости», в совместной декларации которых, принятой на саммите в Праге, сказано, что политика сплочённости является фундаментальным инвестиционным средством ЕС. Они также призвали выделить на неё в 2021-2027 годах не меньше денег, чем в завершающемся бюджетном периоде. По их мнению, «предложение о сокращении средств может стать препятствием для достижения целей, изложенных в договорах ЕС». Кроме этого главы правительств семнадцати стран-членов ЕС потребовали возможности «распределять средства самостоятельно в соответствии со своими внутренними или региональными приоритетами».
Однако проблема состоит не только в суммах, выделяемых на те или иные программы ЕС, а в принятии бюджета Евросоюза вообще. Как сообщила 6 ноября польская газета Dziennik Gazeta Prawna, риск того, что главный финансовый документ ЕС не будет принят вовремя, является самым большим в истории, поскольку Германия, Нидерланды, Дания, Австрия и Швеция (нетто-плательщики в бюджет ЕС) требуют ещё большей экономии даже по сравнению с упомянутыми выше предложениями Еврокомиссии.
При этом позиция Варшавы ослаблена недавними решениями Суда ЕС по поводу верховенства права в Польше, которые могут быть использованы в переговорах по бюджету ЕС сторонниками экономии и сокращений.
«Когда Польша требует солидарности при составлении бюджета ЕС, другая сторона будет выдвигать аргумент об отсутствии такой солидарности в поведении самой Польши, например, в отношении приёма беженцев», — сообщает газета.
В этой связи вспоминается опубликованное чуть более года интервью президента Франции , адресованное как раз лидерам «Вышеградской четвёрки», с предупреждением, что Европа — это не супермаркет, и восточноевропейские государства не могут просто выбрать и взять из основных ценностей блока то, что им больше нравится.
«У нас есть коллективная потребность в согласованности и солидарности. Мы не можем получать преимущества от европейского бюджета, не демонстрируя при этом солидарности в вопросах миграции», — отметил французский президент в конце октября 2018-го.
С тех пор влиятельность Макрона в Евросоюзе только возросла, поэтому схватка за бюджет между странами «старой» и «новой» Европы на грядущем саммите ЕС в декабре 2019-го ожидается горячая.
Видео дня. Популярного секс-тренера подозревают в мошенничестве
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео