Чтобы память на Земле не умирала. В театральном центре «На Страстном» прошел спектакль «Дневник Анны Франк»
Кто не знает, тот пусть поверит, что на спектакли Московского международного фестиваля "Твой шанс" очень непросто достать билет. Несмотря на то, что фестиваль проходит уже второй месяц, в довольно большом театральном центре "На Страстном". Театров в Москве много -везде премьеры и «звезды», но когда зритель сам открывает талантливых режиссеров и актеров, - это сродни нахождению клада или некой другой ценности. Театральный институт имени Щепкина представил дипломный спектакль курса Бейлиса-Иванова «Дневник Анны Франк» и заслужил море оваций. Молодые артисты рассказывали документальную историю 13-летней еврейской девочки Анны Франк о чудовищном режиме фашистов в Нидерландах во время Второй Мировой войны. Анна сама описала тот кошмар, который переживала ее семья, ее друзья, другие еврейские семьи с 12 июня 1942 года по 1 августа 1944 года. На августовской дате записи девочки обрываются. Анну и всех обителей убежища - чердака одной из контор Амстердама арестовало гестапо. Анну и ее сестру Марго отправили в концлагерь Берген-Бельзен, где девочки умерли. Дневника в лагере у Анны с собой не было. Она его обронила в том убежище, где, не выходя на улицу, пряталась ее семья два года. «Дневник Анны Франк» был опубликован ее отцом Отто Франком, и он – ценный документ эпохи. Анна (Ангелина Стречина) очень любила своего папу (Дмитрий Кривошеев). Она была сорванцом, колючим подростком с мальчишескими манерами, говорила все, что думает, и за это получала от красавицы-мамы (Ксения Савицкая) замечания. Какого же было удивление мамы, когда на еврейский праздник Анна приготовила подарок – расписку о том, что в течение 10 часов будет выполнять все, что ей прикажут родные. Анна всем приготовила подарки, даже кошечке Мусе. Но праздник, последний праздник в жизни Анны, был испорчен стуком чужого человека, который прокрался в это здание, чтобы или украсть (подумали, что вор), или выдать их немецким полицаям. Сегодня трудно представить, как можно не просто два года сидеть в закрытом помещении, когда тебе 13 лет, и хочется бегать, танцевать, кататься на велосипеде, а весь день, до ухода служащих этой конторы домой, до самого вечера, не двигаться, не ходить даже в туалет, а молча сидеть в уголочке. Причем у Анны не было даже своей комнаты, как у других членов семьи. Хозяин этого здания, давший приют гонимым евреям, подселил к ним своего друга – врача-стоматолога Альберта Дуссела (Алексей Душевин). У Анны с этим молодым, нервным и заносчивым человеком возникло непонимание, и она начала перевоспитывать соседа. Он не любил животных, орал на кошку, да, и вообще был занудой. Анна любила жизнь, людей и хотела, чтобы все вокруг любили друг друга, не враждовали. Анна Франк хотела, чтобы ее мысли, чувства дошли до других людей, и поэтому писала Дневник. Несмотря на то, что даже среди таких же узников, как она, были недовольные ее записями. Сосед Герман Ваан Дан (Александр Цереня) однажды предупредил свою супругу: «Будь осторожна, она (Анна) все это запишет в свой Дневник». Дневник подарил Анне ее папа, на 13-летие. Девочка была очень одинока. Ведь раньше они жили в Германии, но когда пришел к власти Гитлер, эмигрировали в Голландию. У Анны не было друзей, и она придумала подружку Китти, которой писала письма в своем «Дневнике». Не было друзей и у ее соседа в убежище – Питера. Единственным созданием, к которому он был привязан, был котенок. С родителями Питер не очень ладил. Студенты Щепкинского театрального института играют родителей и детей убедительно. Они – воспитанники легендарной школы русского реалистического театра, школы психологизма, анализа и абсолютной веры в предлагаемые обстоятельства. Они играют так, что зритель ни на секунду не сомневается в том, что на сцене – чердак дома в оккупированной фашистами столице Голландии, и на этом чердаке прячется от фашистов несколько еврейский семей. Зрители с замиранием сердца наблюдают за жизнью в темнице представителей еврейского народа, которого истреблял Гитлер. Конечно, зритель знает – трагический конец этой истории, потому что «Дневник Анны Франк» экранизирован и неоднократно инсценирован. Но до конца зритель продолжает верить, что Анна Франк и ее близкие, и вредный доктор останутся живы. Анна Франк хотела, чтобы ее узнали и запомнили. Она предчувствовала, что ее жизнь будет короткой, и мало, что она успеет сделать. Анна Франк мечтала о том, что когда кончится война, она сможет принять горячую ванну и нежиться в ней часами. У Анны был жизнерадостный характер и весь ее Дневник пронизан если не оптимизмом, то надеждой. Сегодня, к счастью, фашистская идеология запрещена во всем мире, и такого зверства, как концлагерь, нет на Земле, но, к несчастью, отголоски Гитлера и его партии проникают в сознание молодых людей, и толкают их в организации националистов. И это страшно, и этого допустить нельзя. Спектакль «Дневник Анны Франк» можно посмотреть в Учебном театра Щепкинского театрального института. Ближайший показ – 18 мая.