Войти в почту

Литва собирает народное ополчение против России

В Литве создается «народное ополчение», готовое противостоять возможному российскому вторжению. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на британский телеканал Sky News. Мобилизация гражданских активистов проходит параллельно с размещением в стране частей Бундесвера, строительством стены с Калиниградской областью, а также на фоне противостояния Вильнюса и Москвы в информационной сфере. Корреспондент Sky News Джон Спаркс, пообщался с добровольцами из так называемого «Союза стрелков» в Вильнюсе. «Наша численность стремительно растет. Три года назад в рядах союза было 50 человек, а теперь нас больше трех тысяч», - признался в интервью британцу один из боевиков. Все они собираются собираются «противостоять агрессору» - России и, возможно, Белоруссии. По словам Спаркса, особенно сильное беспокойство властей вызывают «акты гибридной войны», а также возможные провокации против немецких солдат, размещенных здесь в минувшем месяце. Напомним, Бундесвер направил в Литву «для сдерживания России» 450 военнослужащих и 20 бронетранспортеров «Мардер». Кроме того, в местечко Рукла прибыли шесть немецких танков «Леопард-2». Беседуя с литовскими пограничниками британский журналист узнал о предстоящем возведении двухметрового забора на границе с Калининградской областью. «Я думаю, люди будут чувствовать себя в большей безопасности», — цитирует Спаркс местного солдата-контрактника. Известно, что на строительство 135-километрового укрепления уйдет три года, и будут потрачены миллионы евро. Одновременно с милитаризацией Литвы происходит разрыв связей в информационной сфере. Агентство новостей Baltic News Service с 1 февраля расторгло договор о сотрудничестве с российским ИА Sputnik Литва. «Наши материалы не искажены, однако вместе с ними агентство публикует пропагандистские и неточные сообщения. Принимая во внимание содержание этих материалов и владельцев, мы приняли решение о расторжении контракта со Sputnik», — объяснил демарш глава Балтийской службы новостей Томас Балжякас. Независимый эксперт по Прибалтике Владимир Сытин считает Литву передовым рубежом Запада в противостоянии России. - Тенденция очевидна — Литва готовится к обороне. На сегодняшний день эта страна находится, пожалуй, в эпицентре процесса подготовки к отражению возможного нападения со стороны России. Если исключить, конечно, Украину. Там восстановлена всеобщая воинская повинность, усиливается присутствие войск НАТО, проводится полный комплекс оборонных мероприятий. Конечно, речь не идет о том, что Литва надеется в одиночку противостоять России, а об укреплении уверенности в реализации 5-й статьи устава НАТО о коллективной обороне. Нападение на Литву, если оно случится, окажется нападением на натовский контингент.

Литва собирает народное ополчение против России
© kam. lt

«СП»: - Почему именно Литва в авангарде этого процесса в Прибалтике?

- Больше всего это связано с личной позицией президента Литвы. В отличии от президентов Латвии и Эстонии Даля Грибаускайте имеет самое непосредственное отношение к СССР - она здесь училась. Видимо, у нее сложилось определенное отношение к России. С другой стороны, даже при особенностях современных вооружений существует географический фактор. Литва — самая южная из прибалтийских стран. Она непосредственно граничит с Калининградской областью, и в целом считает ситуацию для себя опасной.

«СП»: - Отказ от сотрудничества с агенством Sputnik тоже часть этой истории? Там ведь все началось в Литве, а затем продолжилось в Латвии и Эстонии...

- Информационное сотрудничество — это составная часть того, что называется «информационной безопасностью». Эти вопросы стали особенно актуальны после обвинений в адрес России по поводу хакерских атак на президентских выборах в США. Похожие жалобы были затем и от европейских стран: Италии, Франции, Нидерландов. Потом, стало известно, что при Минобороны РФ создается отделение контрпропаганды. Эта подразделение было воспринято как направленное на осуществление наступательных функций. Отсюда и старания Литвы пресечь работу структур, продвигающих «неподходящую» ей точку зрения. В частности, агентства Sputnik. Политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок видит причиной агрессивности литовской государственности ее относительную молодость. - Важно понимать, что мы в России, и даже шире — на постсоветском пространстве, рассматриваем Литву и другие страны Прибалтики, как существующие в реальности, имеющие самостоятельную ценность. Когда, например, президент Литвы Грибаускайте что-то заявляет, у нас многие считают, что на это надо реагировать, опровергать, и т. п. Как-будто речь идет не о Литве, а о крупной серьезной стране. Например, Германии. На самом деле с точки зрения геополитики это не так.

«СП»: - А подробнее…

- Все дело в том, что странам, которые приобрели независимость не так давно, необходим национальный миф — причина, объясняющая от кого и почему они стали независимыми. Несмотря на то, что в тех краях, и период Российской империи, доминировали немцы, это забывается и говорится, что литовцы были под пятой Москвы, а потом СССР. Борьба с Россией — это важнейшая часть национального мифа. Поэтому все аспекты актуальной реальности интерпретируются в антироссийском ключе. Еще одно обстоятельство — в странах Балтии не очень-то хорошо с экономикой. Поэтому любые инвестиции, например, в военную сферу со стороны НАТО, поощряются. Ведь присутствие альянса — это не только появление нескольких танков, но и вложения в инфраструктуру, дороги, закупка продукции для иностранных солдат и т. п. Кроме того, в странах НАТО многие вещи функционируют понятным нам способом. Там тоже есть бюрократия, есть оборонный заказ. И если кто-то начинает бить тревогу, даже если ясно, что тревога ложная, люди, получающие заказ от государства на поставки в армию, могут подначивать литовцев поднимать тему. Чтобы им пришел заказ. То есть мы имеем смесь исторической мифологии с сиюминутной коммерческой выгодой. Политолог из Калининграда Владимир Абрамов относится к информации о мобилизации в Литве с иронией. - Это классическая форма массового психоза и истерии, которая в данном случае раздувается властями Литвы, а также Латвии и Эстонии, с вполне понятной целью - отвлечь внимание своего населения от не очень простого, особенно в Литве, социально-экономического положения. Когда литовская молодежь массово уезжает в Англию и другие европейские страны, конечно, самое важное — это бороться с воображаемой российской агрессией. Внешний враг всегда отвлекает от отсутствия мяса в супе.

«СП»: - Как калининградцы воспринимают литовскую инициативу о строительстве стены?

- Для начала вспомним, что российско-литовская граница в Калининградской области на 90% - водная граница. Она проходит по рекам. Строительство стен по берегам рек выглядит глупо. Но если у литовцев нет других актуальных задач, чтобы потратить миллионы и миллионы евро, пускай тратят. В конце концов, эта стена защитит животный мир Калининградской области от африканской свиной чумы, которая, как известно, косит литовских домашних животных. Участница акции в поддержку безвизового проезда в Калининград, проведенной российскими активистами в Литве в 2003 году, Анастасия Пустарнакова в беседе с «СП» удивилась агрессивным приготовлениям Вильнюса. - С тех пор, как Литва получила независимость от СССР, со стороны России выпадов в ее адрес не было. А вот политику Вильнюса дружественной назвать было трудно. Напомню, стремясь скорей войти в состав ЕС, они ввели в свое время транзитные визы для россиян, пересекающих территорию Литвы. Получалось, что целый регион — Калининградская область был отрезан от «большой» России. Тогда мы с товарищами провели акцию протеста, захватив вагон поезда Москва — Калининград прямо на территории Литвы. Демонстративно разорвали свои визы. Вагон был отцеплен, всех арестовали. Нас судили, все 16 человек провели по 40 суток в заключении в местных колониях и были выдворены из Литвы с пятилетним запретом на посещение. А совсем недавно, в 2015 году, в одностороннем порядке были отменены поезда из Вильнюса в Москву и Петербург. Зачем? Если бы Литва не создавала России проблем на ровном месте, отношения двух стран были бы нормальные.