Войти в почту

Безусловный базовый доход: эксперименты и практика

Идея введения безусловного базового дохода, который позволил бы снизить расслоение общества, уже давно засела в умах социалистов, но в последнее время она стала еще популярнее. В последнее время возможность введения регулярных выплат определенной суммы денег каждому члену общества вне зависимости от уровня дохода активно обсуждается в некоторых богатых странах среди как левого толка мыслителей, которым нравится ее перераспределительный аспект, так и их оппонентов с правыми взглядами, которые считают, что это приведет к меньшему вмешательству государства. Некоторые известные экономисты, такие как Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек, вообще считали безусловный базовый доход лучшим способом борьбы с бедностью. Между тем, эта идея существует уже несколько веков. Хотя на эксперименты человечество решилось только в последние десятилетия. Так, например, в конце 1960-х годов президент США Ричард Никсон попытался ввести базовый доход, который он рассматривал как метод реформы системы социального обеспечения. В 1968 г. в США 8,5 тыс. человек получали гарантированный доход в размере $1600 на семью из четырех человек. В целом, эти выплаты никак не повлияли на занятость, но улучшили социальные отношения. Но дальнейшее распространение безусловного дохода было заблокировано республиканцами. В Канада в 1970-х такой эксперимент проводился в городе Дафин, где 30% населения получили сразу $15 тыс. Согласно исследования результатов, дети из семей, получающих помощь, чаще оканчивали среднюю школу, также сократилось число обращений к врачам. И, опять же, на занятость эксперимент никак не поделил. Эксперимент в Финляндии Сейчас на проведения эксперимента решила Финляндия. С января 2017 г. и в течение двух лет примерно две тысячи человек будут получать ежемесячно 560 евро просто так. Даже если те, кто сейчас получает еще и пособие по безработице, найдут работы, эти выплаты у них не отнимут. Такой эксперимент является крупнейшим из подобных, но шансов на его реализацию, судя по всему, не так уж много. Да и людям эта идея не очень нравится. Сторонники идеи базового дохода говорят, что она даст людям шанс на новую жизнь и финансовую стабильность, снизит социальную напряженность и сократит расслоение общества. Но, конечно, это не очень нравится налогоплательщикам, потому что ложиться именно на их плечи. В крупнейшем профсоюзе страны Финляндии, например, не согласны с экспериментом правительства. "Мы считаем, что политика соцобеспечения реализуется в неправильном направлении", — заявил Илкка Каукоранта, главный экономист профсоюза SAK. Профсоюз насчитывает миллион человек в стране в населением в 5,4 млн человек. Защитники системы считают, что она способна обеспечить соцбезопасность всех граждан и избавиться от неэффективных систем пособий, действующих сейчас. Однако SAK возражает против системы основного дохода по двум основным причинам: Система окажется чрезвычайно дорогостоящей, приведет к росту дефицита государственного бюджета примерно на 5% ВВП. Новая система может лишить граждан стимула для поиска работы и таким образом сократит рабочую силу. Сторонники схемы не согласны с обоими пунктами. Гай Стэндинг, ведущий экономист, сторонник универсального базового дохода (UBI), считает, что нынешняя система выплаты социальных пособий во многих европейских странах лишает многих стимулов для поиска работы. Отмена льгот после выхода на низкооплачиваемую работу не позволяет значительно увеличить общий доход работника. Также он считает, что UBI может финансироваться за счет суверенных фондов, повышения налогов и денег, поступающих из нынешних программ соцобеспечения. Но все больше жителей страны недовольны новым подходом к процессу социального обеспечения, поскольку опасаются, что будут вынуждены платить еще больше за тех, кто не хочет работать. Люди уверены, что никто не будет искать работу, если им будут платить деньги просто так. Референдум в Швейцарии Швейцария в 2016 г. даже проводила целый референдум по этому вопросу. И почти 80% избирателей высказались против подобных нововведений. Инициаторами плана предложили сумму в 2500 франков на взрослого и четверть от этой суммы на ребенка. Ежегодно на «достойное существование» одного человека можно будет расходовать только 30 тыс. франков. Это будет чуть выше суммы пособий для бедных в 2014 году — 29,501 франков. И это при том, что по данным Федерального бюро статистики Швейцарии за 2014 г., размер средней зарплаты в стране до вычета налогов составлял 6118 франков в месяц. Средний месячный оклад до вычета налогов в банковской отрасли составлял 9823 франка, в фармацевтической отрасли – 9775 франков, в строительстве – 6024 франка. Идея выплаты подобных пособий также спровоцировала интерес к данной теме и в других странах, таких как Канада, Нидерланды, Финляндия, где исследования в отношении этого вопроса начали проводиться еще в прошлом году. Среди сторонников идеи основного дохода — бывший министр финансов Греции Варуфакис, который говорит, что это необходимый шаг, ибо автоматизация рабочего процесса все чаще приводит к тому, что ликвидируются рабочие места. Безусловный базовый доход в Индии Эта идея имеет армию сторонников и в Индии: пробный проект по выплате небольшого гарантированного базового дохода был запущен в штате Мадья-Прадеш в 2010 г., отмечает британский журнал The Economist. Включение разработанных главным экономическим советником правительства Арвиндом Субраманьяном предложений на эту тему в ежегодный обзор стал сюрпризом нет только для сторонников, но и ее противников. В документе называется предполагаемый размер безусловного базового дохода - 7620 рупий ($113) в год. Эта сумма равна минимальной месячной зарплате в городе, и ее явно недостаточно для комфортной жизни. Тем не менее она позволит сократить уровень бедности с нынешних 22% до менее чем 0,5%. Субраманьян в общих чертах разъяснил механизм и фондирование этих выплат. Деньги в основном будут поступать из перераспределенных средств 950 существующих программ социальной помощи, включая те, которые распределяют субсидированное продовольствие, удобрение и многое другое. Согласно оценке Субраманьяна все это составит примерно 5% ВВП. Для запуска подобного проекта потребуется около половина годового бюджета центрального правительства, что указывает на плачевное состояние сборов прямых налогов в Индии. Плюсы UBI налицо: Индия хочет помочь своим бедным гражданам, но на практике ей это не очень удается. Значительная часть субсидий оказывается в руках относительно богатых людей, так как они имеют возможность дать взятку отвечающим за распределение помощи чиновникам. Пособия буквально разворовываются посредниками на местах, что будет невозможно сделать, если платежи будут направляться напрямую на счет получателя. Субраманьян признал, что переход к новой системе будет сложным и продолжительным. В большей части Индии людям приходится добираться в среднем 3 км до ближайшего банка. При этом электронные платежи все еще большая редкость. Другая преграда - гарантированный базовый доход будет доступен не только бедным, но и миллиардерам. Можно представить, как отреагирует безграмотный крестьянин, после того как узнает, что существовавшая многие десятилетия программа по распределению продовольствия будет заменена на финансовое пособие, которое в том же объеме будет получать проживающий в 27-этажном доме олигарх Мукеш Амбани. Скорее всего, на следующих выборах этот крестьянин не будет голосовать за правящую партию. Пока неизвестно, когда 1,3 млрд индийцев начнут получать гарантированный базовый доход. По словам Субраманьяна, UBI - "мощная идея, для воплощения которой, возможно, еще не настало время, но которую уже сегодня следует обсуждать". Концепция занятости и будущее базового дохода Концепция занятости сейчас является ключевой. Грубо говоря, только работающий человек, платящий налоги, считается ценным и важным членом общества. С другой стороны, человечество столкнулось с тем, что низкооплачиваемая или вообще не оплачиваемая работа, такая как, например, волонтерство, теряет свою значимость для социума. С этой точки зрения безусловный доход, в теории, мог бы изменить ситуацию. Но базовые выплаты никак не стимулируют выходить на работу тех, кто сейчас этого не делает, живя за счет пособий. Власти просто усилят их возможности, сделают идею получения денег за безделье еще более привлекательной. По крайней мере, пока это выглядит именно так. Кроме Финляндии подобные эксперименты планируется провести в Канаде (Онтарио), США (Окленд), Нидерландах (Утрехт) и Шотландии (Глазго и Файф). Вряд ли небольшие эксперименты, в которых, в основном, участвуют безработные, дадут нам полное представление о влиянии базового дохода на поведенческие мотивы и поступки населения. Для этого необходим масштабный эксперимент, в котором бы участвовали разные слои населения, и он должен длиться хотя бы пару десятков лет. Но на подобное пока никто не готов, а значит идея базового дохода не будет воплощена в ближайшие годы.

Безусловный базовый доход: эксперименты и практика
© Вести Экономика