Войти в почту

1520 Лев X: небывалая цена беспечности Почему ошибки одного-единственного папы изменили историю Европы 1522 Мартин Лютер: Библия на немецком языке Почему Лютер не только церковный реформатор 1522 Ульрих Цвингли: колбасы в пост и иконоборчество Почему ради торжества новых религиозных идей ломался старый бытовой уклад 1524 Эразм Роттердамский: "яйцо, из которого вылупился Лютер" Почему предтеча Реформации испугался ее 1529 Лукас Кранах Старший: истина веры как плакат Почему искусство оказалось самым важным СМИ 1534 Генрих VIII: Реформация как прихоть Почему национальная церковь оказалась удобнее вселенской 1534 Иоанн Лейденский: коммунизм в одном отдельно взятом городе Почему радикальные выводы из протестантских доктрин ужасали и самих протестантов 1536 Жан Кальвин: "Женевский папа" Почему безжалостное учение понравилось добрым буржуа 1540 Игнатий Лойола: Контрреформация на марше Почему иезуиты смогли спасти католицизм, но прослыли монстрами 1540 Филипп I, ландграф Гессенский: тяжкий выбор между разводом и двоеженством Почему Реформация потрясла устои сексуальной и семейной этики 1548 Филиппо Нери: Контрреформация с улыбкой Почему протестант Гендель в долгу у католических реформаторов 1555 Карл V: Аугсбургский религиозный мир Почему даже вынужденная веротерпимость оказалась жизнеспособной 1559 Маттиас Флациус: "Магдебургские центурии" Почему новой конфессии понадобилась новая историческая наука 1574 Шарль Кюзен: ремесленник-гугенот в изгнании Почему реформатское богословие выпестовало швейцарскую часовую индустрию 1576 Карл Клузий: метаморфозы тюльпанов Почему увлечение восточным цветком чуть не привело Голландию к экономическому краху 1610 Франсуа Равальяк: цареубийство как новая политическая доктрина Почему из религиозного террора возникли современные конституции 1614 Питер Санредам: живописец "храмины пустой" Почему Реформация принесла новое переживание архитектуры 1615 Генрих Шютц: создатель протестантского барокко Почему лютеранство взялось соперничать с папизмом в музыкальном великолепии 1616 Иоганн Валентин Андреэ: братство розенкрейцеров Почему для явной борьбы за умы и просвещение понадобились тайные общества 1618 Кардинал Ришелье: не все католики одинаково полезны Почему секулярная геополитика перевесила религиозное единство 1625 Гуго Гроций: "О праве войны и мира" Почему из беззаконий Тридцатилетней войны выросло современное международное право 1630-е Виллем Клас Хеда: триумф "мертвой природы" Почему в Голландии натюрморт стал почетным жанром живописи 1631 Ян Амос Коменский: рождение педагогики Почему мистик и эзотерик придумал систему всеобщего образования 1638 Клод де Сомез: эмансипация ростовщичества Почему после Реформации случилась революция в банковском деле 1652 Маргарет Фелл: провозвестница феминизма и женского священства Почему права женщин отстали от прочих завоеваний Реформации 1655 Кристина Шведская: коронованное вольнодумство Почему возник феномен монарха в приватном религиозном поиске 1664 Али Уфки: протестантизм по-турецки Почему польский кальвинизм, женевские псалмы и оттоманская музыка -- вполне естественное сочетание 1666 Готфрид Вильгельм Лейбниц: отец информатики Почему возникла теория о связи между успехами в точных науках и религией 1666 Карл II: Сарданапал на троне св. Эдуарда Почему в борьбе английского короля с пуританами родились принципы классического мужского костюма 1712 Дмитрий Тверитинов: "люторские ереси" в петровской России Почему социальное бунтарство принимало форму стихийного протестантизма 1721 Феофан Прокопович: "правда воли монаршей" Почему Российская империя склонялась к "криптолютеранству" 1740 Джордж Уайтфилд: "Великое пробуждение" Америки Почему у американского "телеевангелизма" давнее прошлое 1764 Екатерина II: протестантские колонисты в России Почему отечественные горчичники и Ян Гус -- звенья одной исторической цепочки 1774 Энн Ли: община шейкеров поселяется в Америке Почему нравы замкнутой суровой секты проложили дорогу современному дизайну 1837 Королева Виктория: меняющееся англиканство и промышленная революция Почему викторианская Англия грезила о дореформационном Средневековье 1843 Серен Кьеркегор: "Страх и трепет" Почему сочетание протестантской ортодоксии и философии романтизма породило экзистенциализм 1863 Томас Наст: создатель Санта-Клауса Почему в протестантских странах сформировались нынешние рождественские обычаи 1867 Уильям Фрэнсис Аллен: "Песни рабов Соединенных Штатов" Почему негритянские религиозные песнопения преобразили мировую музыку 1869 Иоганнес Брамс: протестантизм как "розовое христианство" Почему автор "Немецкого реквиема" примирил агностицизм и лютеранскую традицию 1871 Отто фон Бисмарк: протестантизм берет исторический реванш Почему объединение Германии изменило наши взгляды на Реформацию 1890-е Адольф Гарнак: вершина либеральной теологии Почему библейско-богословская ученость пришла к скептицизму 1905 Макс Вебер: "Протестантская этика и дух капитализма" Почему одной из величайших книг за всю историю социологии нельзя слепо доверять 1910 Лайман Стюарт: "Fundamentals" и фундаментализм Почему в мирном американском протестантизме появилось воинствующее крыло 1917 Тео ван Дусбург: общество De Stijl Почему архитектура и искусство ХХ века без отзвуков кальвинизма были бы другими 1925 Натан Зедерблом: экуменизм Почему протестанты, знавшие толк в разделениях, в ХХ веке возглавили движение за всеобщее единство