Варшава не уступает Брюсселю
Перед Новым годом Варшава кипела от возмущения. Возмущенные очередными нападками правящей партии «Закон и справедливость» (PiS) на прессу, оппозиция вышла на улицы и заблокировала работу сейма (парламента). Тогда казалось, что в Польше начинается польский «майдан». Но ничего, обошлось. Польское правительство отменило проект закона, мешающего работе тележурналистов в парламенте, и сбило накал страстей. Благодаря отзыву закона, а также праздникам польской революции удалось избежать. Сейчас Варшаве предстоит отражать натиск Брюсселя, который обвиняет правительство Беаты Шидло в наступлении на демократические свободы и требует отменить ряд законов. При этом Еврокомиссия угрожает несговорчивым потомкам гордых шляхтичей страшными карами, включая крупные штрафы и даже лишение Польши права голоса при принятии важных решений объединенной Европы. Однако PiS не уступает и продолжает стоять на своем. Мало того, никаких панических настроений в кулуарах польской власти не наблюдается. Польское правительство чувствует себя вполне уверенно и сдаваться не намерено. Претензий к Варшаве у европейских властей за год пребывания у власти правых накопилось достаточно, но главной считается ситуация вокруг Конституционного трибунала (суда), который PiS намерена подмять так же, как прессу, органы безопасности и многие другие государственные и общественные институты. Захват Конституционного трибунала позволит правительству Польши проводить антиконституционные решения и при этом не бояться неприятностей на юридическом фронте. С обществом все, конечно, сложнее, но если поляки увидят, что трибунал поддерживает правительство, гражданскому обществу нет смысла протестовать против новых законов. 27 июля прошлого года Еврокомиссия составляла список рекомендаций, которые польское правительство должно было выполнить в трехмесячный срок. 27 октября, по истечении трех месяцев, правительство Шидло ответило, что не намерено выполнять ни одну из рекомендаций, и обвинило ЕК в полном незнании и игнорировании польских законов. Любопытно, что основным доводом поляков был антиконституционный характер рекомендаций. 21 декабря 2016 года ЕК передала Польше «дополнительные рекомендации» и предоставила два месяца для их выполнения. Однако еще перед праздниками было ясно, что польское правительство использует это время не для исправления «ошибок» (по мнению Брюсселя), а для консолидации того, что оно отвоевало у конституции и демократии. По иронии судьбы, именно 21 декабря ушел в отставку в конце срока своих полномочий смелый Анджей Жеплиньский, президент Конституционного трибунала, что стало подтверждением прогнозов большинства политологов о капитуляции судебной власти в Польше перед исполнительной. Правительство уже назначило удобного и послушного нового президента на его место. Конечно, «антидемократические» законы в Венгрии и Польше можно было бы отменить при помощи двух третей голосов в Европарламенте, но учитывая расклад сил в главном законодательном органе Европы, сделать это, по крайней мере, сейчас не представляется возможным. Поляки прекрасно понимают, насколько трудно применить 7 статью Договора о Евросоюзе, требующую от членов ЕС придерживаться европейских ценностей, главной из которых в Брюсселе считают демократию, и угрожает нарушителям санкциями. В Варшаве также хорошо сознают, что Европе, которой сейчас приходится иметь дело с мигрантами, брекзитом и другими очень серьезными проблемами общеевропейского масштаба, просто не до Польши. Возможно, отношение изменится, когда в европейской столице поймут, что кризис ценностей, как сейчас все чаще называют споры Брюсселя и Варшавы, важен не менее того же брекзита или экономического кризиса. Но пока об этом в ЕК, похоже, не задумываются. О беззубости европейских властей наглядно говорит пример Венгрии. Европарламент в июле 2013 г. подавляющим большинством голосом утвердил доклад Тавареса о нарушении демократии в Венгрии и призвал исполнительные власти начать следить за Будапештом с тем, чтобы, если Венгрия не изменит внутреннюю политику, инициировать 7 статью. Однако и Еврокомиссия, и Евросовет этот призыв проигнорировали. Такая же судьба ждала и прямой призыв Европарламента к инициированию 7 статьи Договора о ЕС в отношении Венгрии, с которым законодатели обратились в декабре 2015 г. Еврокомиссар по межведомственным отношениям и верховенству права Франс Тиммерманс недавно дал интересное интервью изданию Handelsblatt. На вопрос журналиста: «Почему вы ничего не делаете против авторитаризма Виктора Орбана?» он ответил: «Потому что все далеко не так просто. Венгерское правительство действует хитро и умно, как водитель, превысивший скорость, но вовремя нажавший на тормоза и избежавший аварии». Естественно, в Польше ожидают сейчас от ведомств Жана-Клода Юнкера и Дональда Туска такой же реакции, как и в прошлом. Но даже в том случае, если главные исполнительные органы объединенной Европы очнутся от летаргического сна и попытаются предпринять радикальные действия против Польши или Венгрии, то они вполне могут быть блокированы союзниками строптивцев. Т.е. Варшава и Будапешт просто будут соответственно голосовать против резолюций, направленных против одной из сторон. Что делать с поляками (и венграми), в Брюсселе, похоже, не знают. Можно, конечно, принять новые общеевропейские законы, но во-первых, для этого потребуется много времени, во-вторых, они сами будут антидемократичными и в-третьих, для их принятия опять же понадобится одобрение всех без исключения членов ЕС, включая Венгрию и Польшу.