Как "Доктор Кто" улетел во вселенную Marvel и сумел вернуться
В преддверии нового, десятого сезона обновленного британского сериала "Доктор Кто", ставшего легендой в области научной фантастики по многим причинам, сценарист Стивен Моффат и режиссер Эд Базалджетт порадовали поклонников неувядающего проекта рождественским эпизодом "Возвращение Доктора Мистерио" (The Return of Doctor Mysterio). Выбранный формат, безусловно, является рискованным во всех смыслах - и предыдущие попытки его применения в отношении сколько-либо канонических телепроизведений и экранизаций вызывали подчас неоднозначную оценку. Это справедливо и в отношении самого "Доктора" и, к примеру, сериала "Шерлок", викторианский эпизод которого сложно рассматривать как самостоятельное и тем более - серьезное произведение без учета рождественского флера в британском киновосприятии. Ну и стоит заметить, что "Шерлок" создан двумя людьми, познакомившимися именно на съемках "Доктора Кто". Как бы то ни было, в этот раз эксперимент удался на славу. Некоторые, конечно же, посетуют, что "Доктор Кто" в последние годы превратился из занимательной фантастики в заумную головоломку с многочисленными отсылками, но, учитывая продолжительность проекта, именно такой подход себя оправдывает. Особенно когда один вымышленный мир наконец-то нашел точку пересечения с другим. Сравнивать вселенные "Доктора" и продукцию Marvel невозможно по многим причинам. Речь даже не о принципиально разных истоках, количестве персонажей и даже не о бюджете. Чудаковатый, неловкий, застенчивый, местами наивный или непропорционально серьезный Доктор никогда бы не смог стать американским героем (несмотря на то, что его создателем был канадец - к слову, сын эмигрантов из России, Сидни Ньюман), а прямолинейный марвеловский "Капитан Британия" так и не стал любимцем жителей "Туманного Альбиона" в силу культурных различий. В этот раз Доктор отправляется в Нью-Йорк для того, чтобы спасти человечество от очередной страшной катастрофы - таинственные пришельцы нашли способ переносить свой разум (в виде мозга с глазками), вскрывая черепные коробки доверчивых землян и заменяя их содержимое. Проект, начавшийся в мировых столицах, нацелен на захват управления миром путем внедрения в национальные элиты чужеродного создания. Доктор, с болью смотря на происходящее, карикатурно мечется по Манхэттену подобно Эдди Рэдмейну, рыскающему в панике по Нью-Йорку в поисках своих фантастических зверушек. Только Доктор может испытать столько неловких моментов, пытаясь спуститься по троссу с крыши небоскреба на манер Человека-паука, а потом радостно грызть печенье и пить молоко, поставленное перед ним, словно перед кошкой, мальчиком, к которому нагрянул странный долговязый Дед Мороз в штатском. Да еще и с шотландским акцентом. Правда, этот урок заставляет его задуматься о том, что американского супергероя из него точно не выйдет, а в одиночку спасти планету в урбанистических джунглях "светоча демократии" ему и подавно не под силу. У него появляется хитрый-прехитрый план. Он, конечно же, с треском проваливается, но зато дает возможность использовать побочные следствия эксперимента с максимальной эффективностью. Доктор вновь не один - ему помогает загадочный Призрак, чем-то напоминающий Кристофера Рива в своей самой запоминающейся роли. Все это дает Доктору возможность со свойственной ему невозмутимостью совмещать приятное с полезным: невзначай подслушивать коварные планы по уничтожению человечества под дверью лаборатории, попутно уплетая суши, вести душевную беседу с дотошным журналистом (правда, периодически приходя в ужас от писка резиновой игрушки, которую та сжимает, дабы добиться правдивого ответа). Его находчивость позволяет даже избежать выстрела в голову. В этом рождественском выпуске есть все необходимые составляющие для поддержания праздничного настроения: сказка в сказке, чудесные превращения, помощь, являющаяся из ниоткуда, волшебным образом для самого Доктора - своего рода соглашение об объединении совместных усилий по обе стороны Атлантики. И - любовная нить, счастливая для обитателя голливудской сказки и несчастная для Доктора, ведь Ривер Сонг все равно не вернуть. Пришитая на место голова Нардола - яркое свидетельство тому - бесконечных битв между настоящим и будущим.