Британские критики поделились впечатлениями от новой серии "Шерлока"
Декабрьским вечером в обстановке строжайшей секретности актеры телесериала "Шерлок" собрались вместе для представления в рамках закрытого показа первого эпизода четвертого сезона "Шесть Тэтчеров" (The six Thatchers), на который были приглашены представители нескольких печатных изданий, лица, занимающие ответственные должности на BBC, и даже отдельные политики. Еще до начала мероприятия генеральный директор BBC Тони Холл обратился к присутствующим с убедительной просьбой сохранить увиденное в секрете и всячески избегать спойлеров в материалах, которые будут посвящены главному событию вечера. То же самое сделали и создатели сериала. И уже после завершения показа, предваряя сессию вопросов и ответов, Марк Гейтисс и Стивен Моффат снова повторили свое увещевание, причем дважды. Первый развернутый и структурированный обзор представило на своем сайте британское издание Radio Times. По мнению автора публикации, первая серия нового сезона на порядок лучше рождественского специального эпизода "Безобразная невеста" (The Abominable Bride) но, тем не менее не смогла преодолеть планку, заданную "Рейхенбахским водопадом". Но сделано все, несомненно, на уровне. Как поклонники "канона", так и фанаты сериала без труда найдут большое количество упоминаний о Мориарти и ссылок на другие рассказы и предыдущие эпизоды. Нечто удивительное (если не сказать - шокирующее) зрители узнают - внимание - о добром докторе и доблестном военвраче Джоне Ватсоне. Кроме того, нужно будет дождаться еще одной сцены после титров - только в этот раз не следует рассчитывать на появление Мориарти. Портал Den of Geek гораздо более щедр в своих оценках: после галопирующей по многомерным временным осям "Безобразной невесты", немалая часть хронометража уделяется восстановлению статус-кво: для Джона это семейная жизнь и новые обязанности, для Шерлока - дела, клиенты, дедуктивные припадки и прочее, ставшее за последние шесть лет таким привычным. Марк Гейтисс, автор сценария первого эпизода нового сезона, постарался от души, подарив киноистории множество великолепных шуток, которые блестяще (и, думается, не без удовольствия) вложили в уста своих героев Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фримен. Обоснование присутствия фантасмагорического искрометного юмора становится ясным ближе к концу, когда тучи заметно сгущаются. Правда, еще до этого зрители порадуются рождественскому (в английском понимании) по духу калейдоскопу - там будет резкая смена обстановки, динамичные сцены, рукопашный бой, погоня на мотоциклах, звон разбитого стекла от резкого столкновения с человеческими телами - многое из вошедшего в фильм не посрамило бы очередную серию "бондианы". Декорации - под стать масштабу задуманного: современные западные интерьеры сменяются экзотическим заморским антуражем и так далее. Несмотря на то, что узловым местом действия остается квартира на Бейкер-стрит, разнообразие мира вокруг ни в одном эпизоде не было показано настолько убедительно и на таком количестве примеров. Присутствие неувядающего Майкрофта обозначает еще одного игрока - британскую разведку, и совместная работа двух братьев существенно увеличивает вероятность успеха, что, конечно, происходит не без взаимных издевок и подшучиваний. Но в их отношениях открывается и что-то иное, что раньше оставалось за кадром. Вообще в целом этот эпизод в большей степени, чем предыдущие, рассказывает о межчеловеческих отношениях. Давление на недавно состоявшуюся семью высоко, и это также становится предметом глубокого размышления и шуток одновременно. Все это в совокупности проверяет на прочность старые дружеские связи. Шерлок - по крайней мере, внешне - обладает все тем же завидным иммунитетом в отношении чувств, но что-то внутри в нем постепенно меняется - он все такой же нетерпеливый, блистательный и высокомерный, но теперь уже отдает себе отчет в том, чего от него ожидают. Кроме того, великий детектив научился просить о помощи. Визуальная сторона поражает не меньше, хоть и может показаться чересчур перегруженной - подписи на экране (диво дивное в 2010-м году) уже не так изумляют, но зато мыслительный процесс Шерлока теперь доступен для внешнего наблюдения через видеоврезки, карты, запросы в поисковых сетях, формулы и прочее. Может быть, это не выглядит особо элегантно, зато сообщает отдельным сценам динамизм, насыщая их информацией и внутренней энергетикой. Стилистика, впрочем, не удивит последовательных наблюдателей за другой киноэпопеей, ум и руки к которой приложили Гейтисс и Моффат - режиссер эпизода, Рейчел Талалэй, принимала участие в создании "Доктора Кто". Автор заметки к месту вспоминает слова Джеффри Раша во "Влюбленном Шекспире" (Shakespeare in Love): от развлечений публика ожидает комедийности, любовных чувств и сцены с собакой. В "Шерлоке" есть все три составляющее. А также многое другое. Портал Sherlockology также не остался в стороне. Автор статьи проводит границу между ожиданиями (expectiation) и предвкушением (anticipation). В отличие от начала второго сезона, когда зрители ждали, чем закончилась встреча с Мориарти в бассейне, и от третьего, когда строились разные версии на тему того, каким образом Шерлок выжил после падения, роль связующего звена между третьим и четвертым сезонами сыграла "Безобразная невеста", сшив воедино множество торчавших нитей. Так что ничего овеществленного, кроме раскрытия назначения таинственного видеопослания Мориарти с того света, зритель не ждет. И в этом, несомненно, заключается беспроигрышность "Шести Тетчеров". Вслед за своими коллегами из других изданий, автор заметки говорит о том, что фильм начинается как комедия, развивается как приключение, пусковым механизмом которого служит новое дело, попадающее в руки к Холмсу, ну а концовка далеко не такая безоблачная. Почитатели рассказов Конан Дойля найдут, над чем поразмыслить, сам же фильм носит черты аж нескольких кинематографических жанров, некоторые из которых с такой явностью еще ни разу не являли себя в сериале за авторством Моффата и Гейтисса. Интригующе звучит то, что зритель, неожиданно сам для себя встанет перед дилеммой: старые, привычные привязанности подвергнутся серьезным испытаниям. А один из любимых актеров в своей игре многократно превосходит самое себя во всех предыдущих эпизодах. Отдельное внимание в обзоре уделено музыке - снова за авторством Майкла Прайса и Дэвида Арнольда, она в этом сезоне получает поистине кинематографическое звучание. Сюжет непредсказуем и крайне закручен, ставки невероятно высоки, старые привязанности под ударом, а главное… титры. Не выключайте телевизор раньше времени.