Моффат и Гейтисс о "Шерлоке": упражнения в острословии, часть первая
Создатели популярнейшего британского сериала "Шерлок" Стивен Моффат и Марк Гейтисс в рамках сессии вопросов и ответов, организованной американской некоммерческой службой телевещания PBS на микроблоговом сервисе Tumblr, в очередной раз c неизбывным британским юмором ответили на вопросы зрителей, которые с нетерпением ожидают новогодней премьеры нового, четвертого сезона. Некоторые вопросы, очевидно, давно набили оскомину, и сценаристы отвечали на них с разной степенью наигранного возмущения и раздражения, с неизменным сарказмом. В некоторых случаях они умело подыгрывали, а в ряде моментов недвусмысленно намекали на неумение интересующихся задать свой вопрос по-человечески или на очевидную бессмысленность и маловажность адресованного им. Для систематизации вопросов "Кинократия" разделила их на две тематические части, собрав в первой наиболее серьезные, касающиеся проблем творческого поиска и отношения респондентов к литературному наследию Артура Конана Дойля. Раскрытие образов главных героев, а также упражнения Марка Гейтисса и Стивена Моффата в красноречии и острословии войдут преимущественно во вторую часть обзора. Вопрос: Какова ваша любимая фраза из "Шерлока"? Стивен Моффат: Это шутка, которую придумал Марк, а потом сам же ее убрал. Я ее вставлял несколько раз в различные эпизоды, но ее снова вырезали. Мне она нравится больше всего, но она не существует на пленке! Вопрос: Ваша любимая цитата из сериала? Марк Гейтисс: Майкрофтовское "Все сердца рано или поздно разбиваются, все жизни имеют свой конец, а неравнодушие не является достоинством" (All hearts are broken. All lives end. Caring is not an advantage). Вопрос: Какой сценарий вы считаете лучшим? Стивен Моффат: "Скандал в Белгравии" (A scandal in Belgravia), по крайней мере, так я обычно говорю. Я считаю, что это самое лучшее, что я когда-либо написал. Но "Последняя проблема" (в соавторстве с Марком) может конкурировать за первое место. Посмотрим, что вы скажете. Вопрос: Сколько раз вы редактируете каждый сценарий? Марк Гейтисс: Обычно 8-10 раз. Иногда больше, в зависимости от того, насколько кошмарным выдался сам процесс написания. Вопрос: Вы собираетесь выпускать рождественские эпизоды (в духе прошлогоднего викторианского) и впредь? Марк Гейтисс: Все зависит от того, чем мы будем заниматься дальше. Мы со Стивеном как-то пошутили, что надо создать черно-белый фильм, в котором Шерлок и Джон борются с нацистами. Это маловероятно, но мало ли. Вопрос: Какой рассказ Артура Конана Дойля - ваш самый любимый? Марк Гейтисс: "Чертежи Брюса-Партингтона" (The Adventure of the Bruce-Partington Plans). В нем есть все - секретные чертежи, лондонская подземка, немецкие шпионы и подлодка. Ну как это можно не любить? Вопрос: В чем главное отличие телесериала от первоисточника? Марк Гэйтисс: Наше произведение в целом очень достоверно по отношению к литературному оригиналу, по крайней мере, по духу. Главное отступление состояло в переносе происходящего в сегодняшний день. Несмотря на то, что некоторые вопросы мы толковали достаточно фривольно, если вы узнаете в главном герое Шерлока Холмса, а не кого-либо другого, вы осознаете, что мы именно его этот образ и создавали на экране. Вопрос: Будут ли в новом сезоне отсылки к рассказам Артура Конана Дойля? Марк Гейтисс: Да, как обычно. Рассказы для нас всегда служат либо вдохновением, либо основой, либо материалом для киноадаптации, но мы произвольно выбираем то, что нам нравится. Например, второй эпизод "Лгущий детектив" (The lying detective) содержит каркас рассказа "Шерлок Холмс при смерти" (The dying detective), но при этом развитие сюжета в фильме идет в совершенно другом направлении. Вопрос: Изменил ли "Шерлок" вашу жизнь? Если да, то каким образом? Стивен Моффат: Мы все осознаем, насколько особенным является этот проект. Такие сериалы - очень редкое явление, и можно быть состоявшимся профессионалом с завидной карьерой и без таких работ в своем послужном списке. Мы благодарны и немного удивлены. Не могу сказать, каким образом "Шерлок" изменил мою жизнь, кроме того, что, конечно же, сделал ее лучше. Вопрос: Ваш любимый сериал помимо "Шерлока"? Стивен Моффат: "Доктор Кто" (одним из главных сценаристов которого он в настоящее время является - "Кинократия"). Вопрос: Какой эпизод и сезон "Шерлока" вам нравится больше всего? Марк Гейтисс: Следующий. Вопрос: Бывает ли у вас, как у сценаристов, нечто наподобие творческого кризиса? Марк Гейтисс: Да, что-то такое бывает. Иногда писать очень тяжело. Зачастую в такие моменты я принимаю горячую ванну. Но подчас бывает так, что озарение приходит в те мгновенья, когда ты думаешь о чем-то совершенно постороннем. Вопрос: Как вы справляетесь с напряжением от необходимости все время создавать телепроизведения такого высокого качества? Марк Гейтисс: На самом деле напряжение появляется не от этого, а от создания чего-то провального. Мы просто делаем то, что нам нравится, и я бесконечно рад, что другим людям это тоже по душе. Но мы не даем ходу мыслям о международном успехе сериала, потому что, я думаю, именно это могло бы сказаться на творческом процессе. Вопрос: Как сильно заранее вы планируете то, что собираетесь снять? Стивен Моффат: Некоторые вещи - достаточно заблаговременно, другие возникали сами по себе и вписывались в канву ничуть не хуже заранее задуманного. Вопрос: Что для вас значит осознание того факта, что вы создали великолепную шерлокианскую вселенную, которая импонирует столь многим? Марк Гейтисс: Шерлока Холмса создал Артур Конан Дойль - а нам всего лишь повезло быть хранителями ключей от квартиры на Бейкер-стрит некоторое время. Успех нашей версии удивителен, и для нас это большая честь. Замечательно то, что она смогла объединить такое количество людей и доставить им столько радостных мгновений. Да будет так и впредь. Вопрос: Каково было ваше впечатление от прочтения первой книги о Шерлоке? Марк Гейтисс: Я моментально на него подсел. Меня зачаровало сочетание приключений, преступлений, ощущение страха и романтической линии. И так с тех пор. Вопрос: Каков ваш совет начинающим писателям? Стивен Моффат: Писать, писать как можно больше. И вообще, почему вы еще здесь и ничего не пишете? Вопрос: Как детство повлияло на ваше письменное творчество? Стивен Моффат: Мое письменное творчество и есть мое детство. Вопрос: Вот уж три года прошло… Марк Гейтисс: Нет, со времени показа рождественского эпизода прошло меньше года. Почему все вдруг разучились считать? Вопрос: Когда вы наконец перестанете? Марк Гейтисс: Когда мы умрем. И это касается всех, включая Вас. Помните это.