От подмастерья до чайного короля
Прыгнул выше головы, создал себя сам, основал империю с нуля — все это будет справедливо про сэра Томаса Липтона, заново открывшего всему миру такой напиток, как чай. Но все это имело бы мало смысла, если бы Липтон не был еще и человеком с большой буквы, благотворителем, надеждой для тысяч людей и просто неубиваемым оптимистом. Большой любитель приключений и морских плаваний, всегда готовый учиться новому и исследовать мир, Томас Липтон, сын лавочников, в 16 лет садится на корабль и отправляется из родного Глазго в Америку. Для середины XIX века в этом нет ничего удивительного: многие шотландцы и ирландцы поступали так в поисках лучшей жизни. Следующие пять лет Липтон работает где придется: на табачных плантациях в Вирджинии, на рисовых — в Северной Каролине, а потом и в одной из преуспевающих бакалейных лавок Нью-Йорка. За эти годы непростого труда он, проучившийся в школе всего несколько лет и никак не претендующий на звание образованного человека, получает важный опыт и начинает понимать, как устроен бизнес — от доставки товаров до умения продать их покупателю. Вернувшись на родину, Томас Липтон начинает работать в бакалейном магазине своих родителей, где находит применение новым знаниям: упаковывает продукты по нью-йоркской моде, чем сводит с ума покупателей, не видавших такой красоты, импортирует из Америки диковинки вроде самого большого куска сыра (на что все, разумеется, клюют). Кроме того, отказывается от посредников и начинает закупать продукты напрямую у фермеров. Вскоре он открывает собственную лавку, а потом и целую сеть — не только в Шотландии, но и по всей Британии. К тридцати с лишним годам Томас Липтон — миллионер — заправляет тремя сотнями магазинов. И наконец обращает свое пристальное внимание на чай. В 1880-х годах чай все еще был дорогим удовольствием, которое не мог себе позволить рабочий класс. Тогда Томас Липтон решил проделать то же, что уже проделал с другими продуктами: перестать покупать их у посредников, обзавестись собственным флотом и собственными плантациями на Шри-Ланке. Ему это удалось — и вот люди, которые раньше и мечтать не могли о чаепитиях, находят чай от Томаса Липтона в магазинах и покупают его наравне с богачами. «С плантации — прямо в чашку» — принцип, заложенный основателем компании, жив до сих пор. Компанию Thomas J Lipton Co. предприниматель официально и торжественно основал в 1893 году, разместив головной офис и фабрику в американском штате Нью-Джерси. Знаменитые чайные пакетики существовали на тот момент, но не имели широкого хождения. И именно сэр Томас Липтон первым ввел их в активное пользование. Идея пакетиков с чаем настолько понравилась ему, что он усовершенствовал упаковку и начал активно их распространять, — теперь уже сложно представить, что когда-то пили чай другим образом. Липтон знал толк в маркетинге и использовал порой по-настоящему изящные ходы: например, заставлял покупателей чувствовать себя особенными, продавая в одних городах одни смеси чая, в других — другие. И всегда — в узнаваемых картонных упаковках, заметно отличающих чай сэра Липтона от любого другого. Так что продукцию компании Lipton высоко ценила даже английская королева. «Много трудись, работай честно, будь инициативным, рекламируй — но благоразумно» — примерно такими были принципы чайного магната. Даже став главой целой бизнес-империи, Липтон не растерял человеческих качеств. Он занимался благотворительностью, во время Первой мировой войны активно помогал Красному Кресту, предоставляя свои корабли для перевозки волонтеров и лекарств. Томас Липтон одним из первых задумался об условиях труда своих наемных работников, платил им достойную зарплату и обеспечивал гораздо более высокий уровень жизни, чем они могли представить. Он наживался не на высоких ценах на продукты — наоборот, делая качественный продукт и продавая его по низкой цене, он привлекал все больше и больше преданных покупателей. «Никогда не сдавайся» определенно один из принципов Томаса Липтона, чьей страстью с юности было плавание на яхтах. Тридцать с лишним лет он пытался победить в Кубке Америки — главном американском турнире в парусном спорте. Всего Липтон потерпел пять сокрушительных поражений, но ни разу не сообщил о том, что собирается оставить попытки. За это его прозвали «лучший из всех неудачников». Именно этот неудачник в 1924 году, за семь лет до смерти, попал на обложку журнала Time. Большую часть своего состояния Липтон оставил Глазго — родному городу, где он, двадцатилетний мальчишка, когда-то открыл свой первый магазин.