Войти в почту

«Царь Эдип» с русским акцентом

К своему 95-летию Театр имени Вахтангова подготовил для зрителей подарок - премьеру греческой трагедии Софокла «Царь Эдип», в постановке Римаса Туминаса. Казалось бы, что может быть праздничного в таком материале? Юбилейные постановки обычно ярки и позитивны. Но то, что представили на своей сцене вахтанговцы, не назовешь иначе, чем "дар богов". Грандиозное зрелище, истинное удовольствие для поклонников серьезного драматического искусства. Поставить Софокла Римасу Туминасу предложил худрук Национального театра Греции Стафис Ливафинос. Софокл для греков, что для нас Чехов. — Мне все говорили, что сделать совместный проект очень сложно, практически невозможно, — рассказал «Известиям» греческий режиссер. — В итоге, Римас все-таки нашел финансирование, я тоже достал деньги, и все поверили в нашу идею. С «Царем Эдипом» у Туминаса особые отношения. — Когда-то я уже ставил эту трагедию в Вильнюсском Национальном театре, - вспоминает он. – А недавно главный режиссер Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Александр Титель предложил мне поставить ораторию «Царь Эдип» Игоря Стравинского. В общем, Эдип взял меня в оборот. В оборот попали и зрители, пришедшие на премьеру. Занавес распахнут. Огромное пространство свободно от декораций, если не считать нескольких стульев и огромной трубы. После третьего звонка на сцене появляются люди в строгих черных костюмах. Присаживаются и с интересом разглядывают зрителей. Труба вдруг начинает двигаться. И вот это уже не бессмысленное железо, а горы Греции, над которыми парят огромные черные птицы. Царь Эдип (Виктор Добронравов) весь в белом (правда, вместо тоги на нем брючный костюм) раздумывает над будущим царства. На Фивы обрушилось божье наказание: от моровой болезни гибнут люди, скот, урожай. За помощью народ обращается к мудрому царю. Но оракулы выносят свой вердикт — это кара за убийство царя Лая. Найди убийцу, и беды закончатся. В Фивах живёт слепой старец, прорицатель Тиресий (Евгений Князев). Он обвиняет в убийстве Эдипа. Но тот не верит в безумие слепца и начинает свое расследование… Античный детектив, полный драматических событий и неожиданных развязок, заставляет затаить дыхание. Работа актеров — безупречна. Нет проходных образов, второстепенных ролей. Даже воин (Павел Юдин) и Крылатая дева (Екатерина Симонова), которые не произносят ни единого слова, кажутся главными героями. Людмила Максакова, играющая Иокасту, — настоящая царица. Погружению в материал помогает греческий хор - неотъемлемая часть античного театра. Артисты Национального театра Греции исполняют свои партии на родном языке. Музыка Фаустаса Латенаса – нечто неземное: трагична и оптимистична одновременно. Сценография Адомаса Яцовскиса лаконична и при этом наполнена содержанием. Труба, перекатывающаяся по сцене, служит и дворцовым престолом, и полем битвы, и горами, и кладбищем. — «Царь Эдип» — спектакль о главном. О человеческом достоинстве, чести, сильном человеке, который смог наказать себя сам: уйти из жизни нищим, — рассуждает режиссер Римас Туминас. — Сегодня всё оправдывается, всё возможно, всё дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека. Пушкин говорил: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности». Все, кто не читал Софокла, могут наверстать упущенное, увидев спектакль «Царь Эдип» в Театре Вахтангова.

«Царь Эдип» с русским акцентом
© Известия