Войти в почту

Как можно сравнить несравнимое? Очень просто: все дело - в деталях. Если вы когда-нибудь посещали замечательный испанский город Барселона или, к примеру, столицу США - Вашингтон, или, хотя бы, видели их карты, то, вполне вероятно, обращали внимание на необычное расположение сетки улиц, являющееся чуть ли ни визитной карточкой этих и некоторых других городов в мире. Жители Кургана должны знать, что, оказывается, и в их родном городе можно встретить аналогичные планировочные решения пусть и в очень утрированном виде. Давайте отбросим все предрассудки и попытаемся заметить самое интересное. Столица Каталонии, кроме того, что является одним из важнейших туристических городов Европы, известна миру районом Эшапле с его характерной архитектурно-планировочной схемой: ортогональная регулярная сетка улиц, наложенная на октогональную сеть кварталов. Всё это пересекается широкими диагональными улицами, проходящими через центральную часть города. Отцом столь оригинального планировочного решения для Барселоны являлся гениальный архитектор - Ильдефонс Серда, чьи труды находят отклик в сердцах передовых городских планировщиков мира и по сей день. [caption id="" align="alignnone" width="600"] Район Эшампле сверху[/caption] В проекте Вашингтона, разработанного Томасом Джефферсоном совместно с Пьером Ланфаном, мы можем наблюдать похожий вариант организации городских улиц, однако кварталы там имеют стандартную форму - правильного четырехугольника. Использование такого способа разбивки улиц является очень выгодным с точки зрения транспортно-экономических аспектов: увеличение свободных городских территорий, уменьшение удельной транспортной нагрузки, удобство при зонировании и многое другое. [caption id="" align="alignnone" width="600"] Вашингтон О.К. со спутника[/caption] В силу исторически сложившейся модели на территории России подобная планировочная схема встречается в основном в исторических центрах и частном секторе, в то время как советское градостроение, например, уверенно делало выбор в пользу радиально-кольцевой, а еще чаще - гибридной схемы. Хотя поначалу в XIX веке в Российской империи пытались межевать кварталы именно по строго ортогональной схеме, следуя тенденции европейских городов. А вот диагональные бульвары, разрезающие регулярную застройку, у нас практически не прижились. [caption id="" align="alignnone" width="600"] Мкр. Востоный в Кургане на карте 2ГИС[/caption] Тем не менее, если внимательно поискать, то во многих городах все же можно обнаружить элементы столь необычной для нашей страны планировки. Например, разбивка кварталов мкрн. Восточный в Кургане по своей концепции позволяет найти нечто общее с тем же Эшампле в Барселоне и центральной частью столицы США. Частая сетка улиц Восточного смело пересекается по диагонали бульваром Мира. Такая схема крайне выгодна с транспортной точки зрения, однако, в случае рассматриваемого микрорайона попросту избыточна и не реализует свой потенциал. Надо сразу сказать, что к настоящему "бульвару" бульвар Мира имеет весьма посредственное отношение - это обыкновенная улица, зачастую лишенная даже тротуаров. Конечно, мы все прекрасно понимаем, что сам Восточный, являясь простым периферийным районом частого сектора - с присущей ему полузаброшенностью, отсутствием элементарной инфрастуктуры и некоторой маргинальностью, - уж никак не становится в один ряд с мировыми гигантами и проводить подобные аналогии нелепо. Но давайте не будем ханжами! [caption id="" align="alignnone" width="600"] Мкр. Восточный со спутника[/caption] Разумеется, всем бы нам хотелось, чтобы сравнение с известнейшими городами мира проводилось по качеству городской среды, общественного транспорта, уровню социального благополучия... Или мы бы сравнивали новую транспортную политику Кургана с проектом "суперкварталов" Барселоны... Но пока это невозможно. В нашем случае все гораздо скромнее, но оттого не менее увлекательней.